Осн. в XI веке, престольный праздник в день Вознесения Господня. Тел. (30-377) 23796. Эсфигменский монастырь не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками – так называемыми “старостильниками”.

ЭсфигменЭсфигмен

За пристанью Хиландарского монастыря, у самого моря, в небольшом тихом заливе стоит Эсфигменов монастырь, празднующий Вознесение Христа (40 дней после пасхи).

Относительно происхождения названия монастыря между исследователями имеются значительные разногласия. Согласно одному из мнений, название это дано в связи с местонахождением монастыря между тремя холмами – Зоодохос-Пиги (Живоносный Источник), Самария и Грибовица, и поэтому монастырь как бы «зажат» (от глагола sphingo). По этому поводу Иоанн Комнин в книге «Паломничество на Святую Гору Афон» пишет: «Название Эсфигмен дано по той причине, что монастырь лежит у моря окруженный тремя холмами.» Согласно другому мнению, название монастыря связано с именем некоего монаха, который основал или восстановил монастырь, «вервием тугим опоясавшись (schoinio sphinkto ezosmenos)».

Основание Эсфигменова монастыря, как и Ксиропотамского, афонская традиция приписывает императору Феодосию II и его сестре Пульхерии (V век). Однако согласно той же традиции, этот монастырь был разрушен .затем в результате падения на него скалы, которая сорвалась с горы. При этом говорят, что развалины этого первого монастыря находятся на расстоянии полукилометра от нынешнего. Однако поскольку, основываться на сведениях такого рода, естественно, невозможно, имя основателя и точное время основания Эсфигменова монастыря остаются неизвестны. С определенной степенью уверенности можно относить основание монастыря к концу Х или началу ХI века, на что указывают и различные письменные источники этого времени. Впервые Эсфигменов монастырь упомянут в энциклическом послании Павла Ксиропотамского (1016), затем – в завещании монаха Димитрия Хамея (1030), где душеприказчиком назван «Феоктист, монах и настоятель монастыря Эсфигмена» и, наконец, во Втором Уставе Святой Горы (1046).

ЭсфигменЭсфигмен

До турецкого завоевания монастырь переживал период всеобщего расцвета. Этому способствовали каждый по своему многие византийские императоры и правители других православных стран – такие, как Иоанн V Палеолог, сербский краль Стефан IV, князь Георгий Бранкович и др. Пожалуй, печальным исключением в эти счастливые для монастыря времена являются непрестанные разбирательства по вопросам границ и земельных владений с соседним Ватопедским монастырем, а также набеги пиратов и два пожара, имевшие место в XIV веке. При этом монастырь особенно страдал от нападений пиратов по причине своего местоположения у тихого морского залива, что делало его легкой добычей морских разбойников, как сообщают «напоминания» в трех монастырских рукописях (№№ 4, 14 и 296). Следствием всего этого явилось почти полное запустение монастыря. чем не преминули воспользоваться соседние монастыри – Хиландарский и Зографов, захватившие ряд земельных владений, что привело к новым спорам и судебным разбирательствам.

Монастырю удалось преодолеть разного рода трудности и невзгоды, как явствует из одного документа 1569 года, где говорится, что 51 монах усердно трудится ради восстановления монастыря. Позднее, в 1655 году после новых злоключений монастыря русский царь Алексей Михайлович дал эсфигменским монахам разрешение странствовать раз в пять лет по его стране, собирая там пожертвования. В это же время заботу о монастыре выказывают и господари Молдовлахии.

В начале XVIII века и позднее благодеяния монастырю оказывали митрополит Мельникский Григoрий, который прибыл сюда монахом и проявил заботу о восстановлении монастыря, и митрополит Салоникский Даниил, упорядочивший хозяйственные вопросы монастыря и сделавший его общежительным при содействии Кинота и патриарха Герасима. Соответствующая грамота была дана в 1797 году национальным мучеником патриархом Григорием V, который позаботился и о восстановлении разрушившегося к тому времени южного крыла.

Многие работы были проведены в этот период и деятельными настоятелями Акакием, Евфимием, Феодоритом и Агафангелом, построившими многие из стоящих ныне сооружений. Тогда же в монастыре длительное время действовала школа агиографии под руководством настоятеля Луки, преемника Агафангела, оказавшего монастырю много услуг.

ЭсфигменВид на собор монастыря

Во время Национально-освободительной войны Эсфигменов монастырь, особенно тесно связанный с происходившими событиями, сильно пострадал от турок, которые совершили опустошительное вторжение на Афон. Однако и после этого монастырь переживал определенный подъем.

Посвященный Вознесению Господа собор монастыря был построен при настоятеле Феодорите в 1806-1810 годах на месте более раннего храма по образцу других афонских соборов и освящен год спустя патриархом Григорием V, который находился тогда на Святой Горе. Значительное содействие строительству монастыря оказал митрополит Кассандрии Игнатий, пожертвовавший на это все свое личное имущество. Широкий и величественный храм венчают покрытые свинцовой крышей 8 куполов, центральный из которых отличается большими размерами. Мрамор для строительства был доставлен с острова Тенос, родом с которого был и архитектор храма Павел.

Фресковая роспись храма была создана в 1811 (собственно храм) и 1818 годах (алтарь) живописцами из Галатисты Вениамином, Захарием и Макарием, а нартекса – в 1841 году Иосафатом, Никифором, Герасимом и Анфимием. К этому же времени относятся Святая Трапеза, аналои, проскинитарии, а также резной деревянный выпуклый иконостас (1813). который был впоследствии позолочен и получил декор из растительных мотивов и сцен (главным образом из Ветхого и Нового Завета) на нижнем поясе. этот иконостас считается одним из самых замечательных послевизантийских иконостасов на Афоне.

Две часовни, наружный нартекс и галерея у входа в собор были пристроены в 1845 году патриархом Анфимием VI, в прошлом Эсфигменским монахом.

ЭсфигменВид на фиал монастыря

Войдя в монастырь через главный вход, мы видим фиал водосвятия, стоящий у юго-восточного угла собора. Фиал был сооружен в 1815 году настоятелем Евфимием на месте более раннего фиала, сооруженного во время Иоанна V Палеолога. Фиал венчает купол, опирающийся о 8 небольших колонн, которые соединяет мраморный парапет со скульптурным декором.

Напротив фасада собора находится общая трапезная монастыря октагональной планировки. Это также произведение Евфимия. Трапезная является отдельным сооружением, стоящим посреди двора (1810). Фрески трапезной (1811) сильно почернели от огня, который разводили внутри турецкие солдаты во время Национально-освободительной войны.

Кроме центрального храма, монастырь располагает также 13 часовнями – 8 на своей территории и 5 за ее пределами. Из первых наиболее значительными являются две – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Архангельская, расположенные по обе стороны от литийного притвора собора. Прочие 6 часовен находятся в различных частях монастыря: Святых Бессребреников – в больнице, Святого Анфимия – рядом с настоятельскими покоями, где происходит пострижение новых монахов, Святого Георгия – у юго-восточного угла с замечательным резным деревянным иконостасом, Святых Константина и Елены -над входом в монастырь (1854), Святого Григория Паламы и Святых Нила Премудрого, Нила Мироточивого и Иоанна Милостивого – в восточном крыле. Во всех этих часовнях нет фресок, однако в них хранятся переносные иконы, в некоторых из которых просматривается манера иконописца (или батюшки) Луки.

Из часовен за пределами монастыря следует упомянуть часовню Антония Печерского, которая находится напротив монастыря. Этот святой был основателем Киево-Печерской Лавры и одновременно зачинателем монашества в России, в основу которого были положены известные ему принципы греческого монашества. Другие часовни – Успения Богородицы на кладбище, Святого Модеста, Святых Феодоров и Всех Святых.

ЭсфигменЭсфигмен

Многие из монастырских регалий хранятся в ризнице, которая временно размещается вместе с библиотекой рукописей над нартексом собора. Здесь хранятся кресты, медальоны, священные ризы, церковная утварь и другие предметы. Кроме того здесь хранится большой кусок полотна (3,05 х 2,80 м) от шатра Наполеона Великого, подаренный монастырю патриархом Григорием V и используемый раз в году во время праздника монастыря – в день Вознесения в качестве занавеса на царских вратах собора. Кроме того, в алтаре находится т.н. крест Пульхерии, ковчеги с большим числом частей мощей святых, а также очень ценная византийская мозаичная иконка (0,15 х 0,07), на которой Христос изображен в полный рост анфас, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой. Эту икону обрамляет серебряная рамка, на которой изо6ражены апостолы а в нижней части ее расположены небольшие части мощей святых. Наконец, в старых настоятельских покоях есть переносные иконы, хрисовулы, моливдовулы, сигиллы и другие документы.

Библиотека, к которой можно пройти по узкой винтовой лестнице, содержит 372 рукописи, 75 из которых пергаментные, а некоторые иллюстрированы, в том числе и очень ценный Месяцеслов (№ 14) с 80 миниатюрами. Кроме того, здесь хранится также более 2000 печатных книг, а 7000 печатных книг хранится в другой части монастыря – на третьем этаже северной стороны.

Эсфигменов монастырь – общежительный, занимает восемнадцатое место среди 20 афонских монастырей и насчитывает в общей сложности около 65 монахов.

Предание.

ЭсфигменПрп. Антоний Печерский

В начале XI  столетия на Афоне, близ  Эсфигменского монастыря, подвизался и принял  постриг инок Антоний, пришедший туда из земли Русской,  будущий великий преподобный. Игумену монастыря Феоктисту было откровение от Божией Матери о том, что Антонию должно возвратиться на родину.  «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы!» — сказал он Антонию на прощание. В 1013 годуАнтоний ископал себе пещерку на склоне горы недалеко от селения Берестово. По прошествии некоторого времени, однако, он снова вернулся на Афон.

Во время княжения Ярослава Мудрого — в  1019 году —  игумен Феоктист снова получил  Божественное откровение о том, что  Антонию должно подвизаться на родной земле. Игумен снова призвал к себе Антония и напутствовал его так: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году св. Антоний окончательно возвратился на Русь и стал жить в пещере на берегу Днепра — недалеко  от Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. Тогда же потекла к нему все шире разливавшаяся людская река — за помощью, советом, благословеньем. Некоторые из них стали иноками. Так, около 1028 года, устроена была великая Киево-Печерская лавра — Третий  земной Удел Пресвятой Богородицы.