Православие не чуждо Франции. Святыни Франции дороги одновременно и западным и восточным христианам, так как они свидетельствуют о существовании древней неразделенной Церкви.

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери

Проповедь христианства в Галлии (древнее название Франции, возникшее после нашествия германских племен по имени одного из них -франков) восходит к первым векам, когда возникли семь епархий современной французской провинции Бретань, основанные семью святыми. Нашествие языческих саксов на Британские острова вынудило переправиться бриттов, которые в большинстве своем были православными, через пролив Ла Манш и основать в западной Франции первые приходы и монастыри.

Произошло это событие в V-VI веках, а первые письменные свидетельства о христианских общинах на территории современной Франции относятся ко второму веку. В 177 году за веру пострадали в городе Лион 43 мученика, о чем подробно написал святитель Ириней Лионский в своем письме. После этого христианство было проповедано во всех уголках Франции — от юга до западных провинций.

Юг Франции связан с древним и современным христианством. Одной из жемчужин является город Ницца, где расположено несколько православных соборов, построенных еще до октябрьской революции в России. Там же, находятся места, имеющие связь с традицией почитания жен-мироносиц: святой Марии Магдалины, Марии Клеоповой и Марфы.

Иммиграция русских, греков, сербов в XIX веке, а также изгнание греков из Малой Азии и революция в России XX века способствовали оживлению православной жизни во Франции. Греки заселили южную часть Франции (около Марселя), а русские расселились вокруг Парижа.

Сейчас во Франции насчитывается примерно 200000 православных верующих и 150 православных приходов, из которых 15 относятся к Московской патриархии (включая 3 монастыря), а также 10 православных монастырей и 4 афонских подворья. Афонские подворья были основаны по примеру св. Антония Киево-Печерского, вернувшимися со святой горы Афон французами.

Хитон Христов

В городе Аржентё хранится одна из величайших святынь всего христианского мира — хитон Христа. Византийская империатрица Ирина, в знак дружбы, сделала подарок королю Франции Карлу Великому — подарила хитон Иисуса Христа. А дочь короля была главой женского монастыря, вокруг которого в 665 году и вырос Аржантё. В лихие времена христиане боялись, что французские революционеры уничтожат святыню, поэтому они договорились хранить части святыни в разных местах. С 1846 года хитон Христов находится в базилике города Аржантё.

Однажды хитон украли и бросили его в мусорный бак, но мусорщик почему-то обратил внимание на лежащую материю и не стал выбрасывать…

Терновый венец Спасителя

parizh-pravoslavnyie-svyatyini-vo-frantsii

Терновый венец Спасителя

Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя — тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах. В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель — Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры — на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом честного Креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Во время Революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 году Тернов ый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца в 15:00, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим.

Святые мощи Дионисия Ареопогита

Христианская проповедь была принесена на территорию нынешней Франции уже в I веке. В 96 году по Рождестве Христовом в Галлию прибыл христианский епископ с группой миссионеров. Это был Дионисий Ареопагит, обращенный к Богу проповедью ап. Павла в городе Афины, автор многих богословских сочинений и в конце своего земного пути ставший первым епископом столицы Франции – Парижа.

Поставив из числа своих спутников епископов в семи городах Франции (Реймсе, Пуатье и других), он остановился в Лютеции – теперешнем Париже – вместе с пресвитером Рустиком и архидиаконом Елевферием. Здесь они и положили основание Православной Галльской Церкви. Св. Дионисий и его спутники поселились за городом. В подземелье, где жил первый епископ Парижский, совершалось богослужение. Но, как и всюду в те страшные времена, св. Дионисий и его спутники были обвинены в пропаганде против римских властей, заключены в темницу и обезглавлены далеко за городом, на лесистом холме — Монмартре [прим.: холм мучеников], на котором высится теперь храм Сакрэ-Кёр (возведен на собранные народные деньги) и к которому ведет улица де Мартир [прим.: улица мучеников], названная так в честь славных мучеников Парижа – первого его епископа и его спутников.

Гонения на христиан в Галлии, как и всюду, продолжались до 312 года; но истребить христианство языческому Риму не удалось. Например, Фивский легион был уничтожен за отказ избивать христиан, живших в устье реки Марны. Несмотря на гонения, Православная Галльская Церковь продолжала расти численно и духовно и дала много мучеников и святых, как вселенского, так и поместного значения. Среди них: св. Ириней Лионский, основоположник богословия восточной традиции, сщмч. Дионисий Ареопагит, свв. мученики Рустик и Елевферий, прославленный борец против арианства св. Иларий и апостол Галлии свт. Мартин Турский, св. Маркелл и множество других. К святым, просиявшим в Православной Галльской Церкви, относится и покровительница Парижа преподобная Геновефа (во французском произношении – Женевьева).

Святые мощи Дионисия Ареопогита находятся в базилике Сен-Дени (Святого Дионисия), вместе мощами пресвитера Рустика и диакона Елевферия.

Мощи святой равноапостольной Елены

Прежде мощи святой Елены хранились в Риме, в храме священномучеников Маркеллина и Петра, и один благочестивый французский монах (его звали Тёджис), который получил там исцеление по молитвам к святой Елене, загоревшись желанием получить ее мощи, спрятался вечером в храме, а утром вынес их и увез с собой.

Мощи св.равноапостольной царицы Елены (церковь в Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже)

Мощи св.равноапостольной царицы Елены (церковь в Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже)

Его поступок не получил единодушного одобрения. Когда монах принес похищенные мощи в свой монастырь, в их подлинность не поверили и похитителя осмеяли, потому что не было у него ни духовного авторитета, ни власти: все думали, что он обманщик. Но чтобы его разоблачить по всем правилам, создали комиссию, в которую вошли местные ученые монахи.: они, обратившись к книгам, хотели прежде всего разобраться, существовали ли мощи царицы Елены и могла ли в принципе такая ситуация, о которой рассказывал похитивший святыню монах, иметь место в действительности.

Была организована экспедиция в Рим, и результатами своего посольства в Рим французские монахи остались довольны. Но король Карл посчитал, что свидетельства монахов недостаточно и что дело о похищении мощей все еще остается непонятным. Король предложил, чтобы монаха Тёджиса, если он продолжает настаивать на том, что похитил именно мощи святой Елены, подвергли испытанию кипящей водой. Монах согласился, веря, что святая Елена его защитит.

В течение двух-трех дней, предшествовавших испытанию, вся братия стояла на молитве. Испытание происходило в присутствии Реймсского епископа Хинкмара, и также в присутствии других представителей духовенства, короля, знати. Известно, что монах Тёджис вышел из испытания невредимым, и это было тогда воспринято как еще один знак того, что мощи подлинные.

С IX века, после всех описанных событий, мощи царицы Елены стали центром паломничества для всего Реймсского епископства. Монастырь, где они хранились, возрастал и процветал. Во время Парижской Коммуны революционеры ворвались в церковь, где они хранились, и, схватив святыню, понесли ее выкидывать. Но тут, по чудесному Промышлению, один из офицеров восстал, заявив, что если сделают еще хоть шаг, он начнет стрелять. Тот, кто нес мощи, бросил их, – благодаря этому они и сохранились, в то время как все другие святыни храма были уничтожены, витражи его – разбиты, и церковь подверглась опустошению. Коммунары ушли, а мощи остались в храме.

Мощи равноапостольной Елены находятся в католическом соборе, но есть разрешение и православные могут совершать молитвы у мощей святой Божией.

Частица мощей святителя Николая Чудотворца

В 350 км от Парижа расположен город Нанси. В этих краях в 11 веке жил рыцарь по имени Альберт. У него был слуга, который тайно завладел и хранил у себя перст от мощей святителя Николая. Перед смертью он передал святыню Альберту и тот поместил ее у себя дома (видно просто где-то запер в шкафу). Однаку рыцарю во сне стал часто являться святитель Николай. Тогда рыцарь решил отнести частичку мощей в церковь, чтобы все люди могли прикладываться к ним и просить молитвенной помощи. Именно эта небольшая деревня Сен-Николя-де-Пор в Лотарингии стала главным центром почитания св. Николая для христиан Германии, Эльзаса и Лотарингии после перенесения сюда части мощей святого из Бари в 1098 г.

Здесь возникло почитание св. Николая как особенного покровителя детей, благодаря множеству чудесных благодеяний, совершенных по молитвам к этому великому угоднику Божию. В подражание милосердию св. Николая родился трогательный обычай дарить детям подарки в день его памяти 6/19 декабря.

В конце 2002 г., по образу поклонения мощам св. Николая в Бари (Италия), в базилике св. Николая в Сен-Николя-де-Пор начались регулярные православные богослужения

Мощи св. Мари Магдалины

В центре Парижа расположен католический собор, носящий имя святой Марии Магдалины. Близлежащая станция метро носит имя Мадлен, то есть названа в честь этой великой святой. В центре собора находится белого цвета скульптура Марии Магдалины в окружении ангелов. Мощи святой прикреплены у стен на приличной высоте.

Честная глава Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала честную главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Матф. 14:2).

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла поиски Иерусалимских святынь. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему св. Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

После 850 года часть честной главы оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, известны три других места нахождения частиц честной главы: афонский монастырь Дионисия, Угровлахийская обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили столицу Византийской империи. Город подвергся опустошению и разграблению. Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартониз Пикинии (Picquigny) нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна.

Честная глава Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Честная глава Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Валлон де Сартон решил доставить главу св. Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции. 17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил главу св. Иоанна Крестителя при въезде в Амьен.

С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и во всей Пикардии. В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна.

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей.

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В 1816 году глава св. Иоанна была возвращена в собор.

Мощи святой мученицы Софии в Эшо под Страсбургом

Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau, что буквально переводится как «ясеневый остров»).

Святая София становится покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь называется аббатством Святой Софии. В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями.

После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены «историческим памятником», начинается ее постепенное восстановление.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую – в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями.

Плат Божией Матери

Старинный французский город Шартр (Chartres), административный центр департамента Эр-и-Луар (Eure-et-Loir), находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой христианской церкви. Спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная святыня: Плат (риза, покров) Пресвятой Богородицы. Предание утверждает, что именно этот Плат был на Пречистой Деве в момент рождения Богомладенца Иисуса Христа.

Согласно одной из наиболее распространенных версий, святыня появилась в Шартре в 876 году во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени шартрский епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого по счету здания, обратив его в городской кафедральный собор. Карл пожертвовал Плат Божией Матери в восстановленный собор.

В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное со святыней. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Плат на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.

Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранился Плат, был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранилась святыня, уцелел! Его успели перенести в подземную часовню.

Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был включен в объем нового собора. Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres), строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX

Святая Геновефа (Женевьева)

Она была уроженкой находившегося в семи милях от Лютеции по реке Сене городка Нантерра, жители которого занимались рыболовством и земледелием. Родители Геновефы – Севэр и Геронция – были христиане и владели в Нантерре небольшим земельным участком, на котором по тогдашнему обычаю их дочь пасла овец.

В течение своей долгой жизни св. Геновефа охраняла, умиряла и просвещала своей святостью еще полуязыческую Галлию. Последние же годы ее жизни протекали в первом на Западе христианском государстве – молодой Франции. Как преподобный Сергий на Руси по отношению к московскому князю, была она мудрой советницей в делах устроения Церкви Христовой у короля Хлодвига. Так же, как и преподобный Сергий, является она покровительницей всех учащихся. На площади Пантеона, где когда-то была ее базилика, находится прекрасная “Библиотека св. Женевьевы”, а на мосту, соединяющем остров Ситэ с “левым берегом”, или “латинским кварталом”, высоко над Сеной, по которой она столько раз плавала, и над городом, в котором она так долго жила, высится ее статуя в самом сердце Парижа, в самом сердце Франции. Закончим и мы словами агиографа житие православной галльской святой: “Мы же, исповедывающие Отца, Сына и Духа Святого, Троицу Единосущную и Нераздельную, всегда будем молить св. Геновефу, чтобы она испросила нам у Бога прощение грехов, и чтобы мы чистым сердцем славили Спасителя нашего Иисуса Христа, царствующего и пребывающего во веки веков. Аминь”.

В 1941 году настоятель о. Михаил Бельский и приходский совет обратились к настоятелю храма “св. Стефана на Горе” с просьбой разрешить служить православные молебны у гробницы св. Женевьевы. Высшие католические церковные власти дали разрешение, и с тех пор 3 января (по новому стилю) после литургии в храме Божией Матери “Всех скорбящих Радости” и св. Женевьевы все присутствующие идут к гробнице преподобной, где совершается торжественный молебен соборным служением всего духовенства патриарших приходов в Париже.