Тишина… Святое безмолвие. Это то, чего ищет всякая душа монашеская. В древности уходили иноки в пустыни, в лесные дебри, на затерянные в водных просторах, острова. До наших дней сохранились единицы таких отдаленных от мира обителей, куда не так то просто добраться простому смертному. В русских пределах одна из самых значительных из них – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.
Валаам – одна из древнейших обителей не только северо-запада, но и всей России – находится на архипелаге Ладожского озера, включающем около 50 островов общей площадью 36 квадратных километров. До города Сортавала (бывший Сердоболь) (Карелия) от него немногим более 40 километров. Связь с островами осуществляется водным путем из г. Приозерска (Ленинградская область) и Санкт-Петербурга, а в зимнее время с помощью вертолетов. Но это главный способ сообщения с островом для насельников и трудников монастыря. Паломники же обычно добираются до острова с пассажирской пристани Санкт-Петербурга.
Сам водный путь на Валаам удивительно красив. Теплоход отплывает в “монашеское царство” вечером, в спускающихся сумерках проплывает он по Неве, мимо ее тихих низких берегов, минует живописную Петрокрепость (или крепость “Орешек”) и в лучах заходящего солнца выходит в Ладогу. Закат на Ладоге – это одно из живописнейших зрелищ, которое имеют возможность наблюдать паломники с палубы теплохода. А проснувшись рано утром, они уже видят очертания “дивного острова”.
В прежние времена паломники, подплывая к “монашескому царству”, пели духовный стих “Дивный остров”, а теперь он несется из динамиков теплохода:
О, дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель высшей чистоты,
Обитель чудную, святую,
Жилище избранных людей,
Обитель сердцу дорогую,
Обитель мира от страстей.
Не знаю как воспеть сумею
Твои долины и поля,
Твои леса, твои заливы,
Твои священные места…
Природа валаамского архипелага уникальна: множество отвесных скал, острова, бухты, проливы, озера, хвойный лес. Один из паломников прошлого века назвал его уголком “земного рая”, другие называли – Северным Афоном. Название “Валаам” переводят с финского как “высокая земля”, менее вероятный перевод – “земля клятвы” или “земля света”, некоторые связывают его с именами библейского прорицателя Валаама или языческого божества Ваала (Велеса).
Согласно Валаамскому преданию, в древнейшие времена острова были местом языческого культа. Святой Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода Великого отправился на Север, на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Он предрек великое будущее Валаама, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Предание относит житие Преподобных Сергия и Германа – первоначальников Валаамского монастыря – ко времени Крещения Руси (ряд историков относят возникновение монастыря к XIV или даже началу XV вв.). Ныне мощи святых основателей монастыря, как и на протяжении многих веков, пребывают в главном Преображенском соборе обители под спудом. И паломники в первую очередь устремляются к этой святыне, вступая на Валаамскую землю.
Большой теплоход не может войти в Монастырскую бухту и останавливается в Никоновой бухте. В главную усадьбу паломники попадают на монастырских катерах. У Валаамского монастыря есть свой флот. Это пассажирские катера “Св. Николай” и “Дамаскин”, а так же грузовые суда.
Полчаса путешествия в монастырскую бухту сопровождает рассказ экскурсовода (в монастыре работает большая паломническая служба) об истории обители.
На рубеже XV-XVI веков Валаам именовался “честною и великою Лавpою”, изобиловал духовными сокровищами и внешними благами. Ему принадлежали множество скитов, преимущественно по северному побережью Ладоги. Однако Господь вновь и вновь попускал Валааму терпеть тяжкие испытания. 20 февраля 1578 г. шведы напали на обитель. 18 старцев и 16 послушников погибли от меча (канонизированы 7 марта 2000 года). Вскоре при очередном pазоpении монастырь сгорел.
После заключения мира со Швецией в 1595 г. земли Новгорода были возвращены России. Заботами царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова обитель была возрождена, но ненадолго. В 1611 г. шведы, разрушив г. Коpелу (Кексгольм, ныне Пpиозеpск) высадились на Валааме и все предали огню и мечу. Погибли игумен Макарий с братией, остров опустел.
По Столбовскому миру 1617 г. он вместе с иными землями отошел к Швеции. Братия оказалась в новгородских и псковских монастырях, а с удалением польско-шведского воинства нашла пристанище в Васильевском монастыре на p. Волхове против Старой Ладоги и восстановила его. Св. мощи основателей обители оставались на Валааме несколько столетий, служа залогом возpождения обители. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. западная Каpелия была возвращена России. В 1715 г. Петр I приказал восстановить обитель, приписав ее к Киpилло-Белоезеpскому монастыpю.
Валаамская обитель начала быстро возрождаться благодаря постоянному попечению Российских Императоров. В Конце ХIХ века она уже стала именоваться “Северным Афоном” и привлекала паломников со всего мира. В это время был построен украшение Валаама – величественный Преображенский собор. Двухэтажный красавец высотой 43 метра с 72-метровой колокольней сочетает в себе черты византийского (может быть, в воспоминание о происхождении “от восточных стран” преподобных Сергия и Германа) и русского стиля. Традиционное пятиглавие, шлемовидные купола, шатровое завершение колокольни, кирпичное “узорочье” на стенах с деталями белого цвета, напоминающее народную вышивку, свидетельствуют о влиянии на архитектора А.М.Горностаева зодчества Древней Руси.
Внутри весь огромный собор был расписан за сезон 1891-1892 годов. Написанием икон руководил о. Алипий (Константинов, 1851-1901), по благословению игумена учившийся в Санкт-Петербургской Академии Художеств. Он написал и чтимый Валаамский образ Божьей Матери (ныне в соборе Ново-Валаамского монастыря в Финляндии, в монастыре находится его точная авторская копия). Дивный образ предстоящих Спасителю прп. Сергия и Германа над их мощами, который мы ныне видим в нижнем храме, тоже принадлежит кисти о. Алипия.
В нижнем храме паломники, если они приезжают на остров в праздничные дни, обязательно должны побывать на ночном богослужении. Эта ночь, не сомневаемся, запомнится надолго. В храме нет электрического освещения. Он погружен в благодатную тихую и теплую темноту, которую рассеивает мерцание разноцветных лампадок. Лампадки горят не только пред иконами, но и вставлены в паникадила вместо, увы привычных нам, лампочек. Красные, синие, зеленые они создают ощущение праздничности и таинственности. В их свете, все совершающееся в храме, воспринимается с сосредоточенным вниманием. Помогает этому и особое валаамское пение. Не концертное, как в большинстве наших храмов (это термин музыкальный, регентский и вовсе не обидный), а восходящее к древности, унисонное, молитвенное. При этом одни и те же песнопения повторяются по нескольку – для того, чтобы человек мог проникнуть в их смысл. И хотя для телесного нашего состава простоять всю ночную службу – тяжелый труд, но зато как душа напитается и сколько утешающих воспоминаний приобретет может быть и на всю жизнь!
Из главной усадьбы, для того, чтобы отдать дань тем, чьими трудами воздвигалась обитель, наш путь лежит на игуменское кладбище. По пути нас ожидает благодатное общение с Валаамской природой. Высоченные вековые лиственницы окружают дорогу на кладбище – это аллея посажена была еще при отце Назарии, который особенно много, как и игумен Дамаскин потрудился на благо обители. При этих настоятелях были построены и скиты, которых на Валааме было 13. Сейчас действующих 6, паломникам доступ открыт только в 3 из них: Воскресенский, Никольский и Гефсиманский.
Валаамский монастырь в разные годы посещали многие известные люди: художники Ф.А.Васильев, П.И.Балашов, И.И.Шишкин (до сих пор жива “шишкинская сосна”), М.К.Клодт, А.И.Куинджи, И.А.Коровин, Н.К Рерих, поэты и писатели Ф.И.Тютчев, А.И.Муравьев, А.Н.Апухтин, Н.С.Лесков, К.К.Случевский, В.И.Немирович-Данченко, композиторы П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, философ В.С.Соловьев, химик Д.И.Менделеев, геологи А.А.Иностранцев и М.Н.Миклухо-Маклай, Э.Ленрот – составитель “Калевалы”.
Привлекала всех этих людей на Валаам конечно не только удивительная Валаамская природа и микроклимат, но и желание приобщиться к тишине монашеской жизни.
И в наши дни Валаамский монастырь исполняет то же служение утешения, духовного отдыха и просвещения людей. Как провидчески писал о Валааме в 1936 г. И.С.Шмелев, “придет время, и расцветут подросшие цветы духовные: “Господний посев не истребится”. К братии и паломникам применимы слова Святителя Игнатия (Брянчанинова): “Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас ступенью к небу, той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая”.