‎+79881301515 - Viber; ‎+79384300080 - What's App

Родиной арм. этноса является Армянское нагорье — «горный остров» высотой 1500-1800 м над уровнем моря, возвышающийся между Малоазийским и Иранским плоскогорьями. В его центральной части находится вулканический массив с горой Б. Арарат (5165 м). В древности и средневековье А. включала в себя ряд исторических областей: Вост. А.- вост. часть Армянского нагорья, ограниченная с севера и востока горами М. Кавказа, с юга горным массивом Котур и оз. Ван. Важнейшие области: Айрарат (к северу от горного массива Арарат, верховья р. Аракс), Гугарк (Памбакские горы и район к северо-западу от оз. Севан), Сюник (нагорье к югу от оз. Севан), Арцах (тур. Карабах; горный район к востоку от оз. Севан), Тайк (горные долины р. Чорох и ее притоков). Зап. А.- зап. часть Армянского нагорья и верховья Евфрата, с севера ограничена Понтийским хребтом, с запада долиной р. Кызылырмак (греч. Галис). Важнейшие области: Тарон (Туруберан; сев.-зап. побережье оз. Ван и горные массивы к западу от него), Цопк (Софена; долины р. Мурат в нижнем течении и ее притоков, горный р-н Сасуна), Ахзник (Арзанена; район между горами Вост. Тавра и р. Тигр), Васпуракан (вост. побережье оз. Ван и горный массив к востоку от него), Киликия — область к югу от гор Зап. Тавра.
Древнейший период. Урарту

Регион Армянского нагорья входил в зону древнейшего распространения земледельческо-скотоводческого производящего хозяйства, сменившего здесь в VI тыс. до Р. Х. присваивающее охотничье-собирательское. С этого времени начинается строительство постоянных поселений, домов с каменным фундаментом и кирпичными стенами, развивается декоративное орнаментальное искусство, гончарное дело, а позднее обработка металлов. Известны относящиеся к IV-III тыс. до Р. Х. первобытные земледельческо-скотоводческие поселения (Шенгавит, Шрешблур, Элар, Тагаворанист). Со 2-й пол. V-IV тыс. до Р. Х. Армянское нагорье, богатое медными рудами, становится крупным центром медного производства. Об этом свидетельствуют раскопки поселений Шамирамалты, Техут, Гюль-Тепе (V-IV тыс.), на территории городища Мецамор (III-I тыс.) найдено свыше 200 плавильных печей.

Согласно хеттским, митаннийским и ассир. источникам, во 2-й пол. II тыс. до Р. Х., в период расцвета бронзового века и начала освоения железа, у различных племен, населявших Армянское нагорье (хурритов, урартов, лувийцев и др.), существовали раннегос. политические образования кавк. и арам. этнического характера: племенные союзы Уруатри, Наири, Хайаса, Дайани и др. Угроза вторжения со стороны усилившейся Ассирийской державы способствовала процессу объединения этих союзов во главе с Урарту (Арарат в древнеевр. источниках). На этой основе в 1-й пол. IX в. до Р. Х. образуется одно из древнейших гос-в — Урарту (Ванское царство) — со столицей Тушпа (совр. Ван, Турция). Ядро этого гос-ва находилось к востоку от оз. Ван и называлось Биайнили (отсюда название озера и г. Ван). В этот период развивался процесс этнокультурной консолидации племен Армянского нагорья, говоривших на хуррито-урартских, хетто-лувийских языках, шло формирование арм. этноса.

В VIII в. до Р. Х., в царствование Менуа (810-786) и Аргишти I (786-764), Урарту заметно расширило свои границы и, оттеснив Ассирию, стало сильнейшей державой Передней Азии. Власть Сардури II (764-735), носившего титул «царь стран и царь царей», распространялась на большую часть Армянского нагорья, в т. ч. на княжества протоарм. племен в верховьях Евфрата. В эту эпоху наивысшего могущества и расцвета Урарту были построены мн. города, крепости, административно-хозяйственные центры (Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и др.), была создана высокая культура городского строительства. Население Урарту вело комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство, основанное на искусственном орошении. Мн. земледельческие орудия изготовлялись из железа, широкое употребление к-рого здесь началось раньше, чем в др. районах Передней Азии. Металлургия достигла наибольшего развития среди ремесел. Изделия урартских кузнецов из серебра и бронзы высоко ценились во всем Средиземноморье. Чаще всего мастера украшали металлические чаши и блюда сценами сражений, изображениями колесниц, фигур всадников. Воинственный характер урартов проявлялся и в обычае жертвовать в храмы специально изготовленные из драгоценных металлов щиты, шлемы и колчаны для стрел. О высоком уровне социально-экономического и культурного развития Урарту свидетельствуют как многочисленные вещественные памятники, так и сохранившиеся урартские и ассир. клинописные надписи. Наибольшую известность приобрела т. н. Хорхорская летопись, высеченная на скале в районе г. Ван. Клинописные надписи того времени найдены и в др. областях, входивших в состав Урарту, в т. ч. в Уртехини (арм. Арцах).

В кон. VIII в. до Р. Х. начинается упадок Урарту. Несмотря на поражение от ассир. царя Саргона II в 714 г. до Р. Х., страна нек-рое время еще продолжала развиваться и осваивать новые земли в Закавказье вплоть до Каспия. Однако постоянная необходимость сдерживать натиск Ассирийской державы, вторжения киммерийцев, скифов, мидян, а также внутренние факторы — интенсивное распространение арм. племен и их языка в вост. половине Армянского нагорья — способствовали ослаблению гос-ва Урарту.
Первые арм. гос-ва. Правление Ахеменидов (VII-III вв. до Р. Х.).

На рубеже VII и VI вв. до Р. Х. на территории Урарту впервые появляются фрако-фригийские племена, к-рых месопотамские источники именуют «мушку». На смену распавшемуся гос-ву Урарту пришло сложившееся уже на основе армяноязычной этнической общности гос-во Оронтидов (Ервандидов), находившееся под протекторатом Мидийской державы. Арм. этнос сложился в результате сближения и слияния мн. этнических групп, как местных хурритских, так и индоевропейских (лувийцев, фригийцев-мушков). Важную роль в истории образования древнеарм. государственности сыграли племенные союзы, населявшие зап. часть Армянского нагорья, в частности Арме-Шуприа (XII-VII вв. до Р. Х.).

В 520 г. до Р. Х. царство было завоевано персами и оставалось в составе державы Ахеменидов. Слово «А.» для обозначения страны впервые упоминается в Бехистунской надписи персид. царя Дария I, высеченной на 3 языках в 521 г. до Р. Х. А. была известна мн. древним народам. Она изображена в числе 6 стран на звездообразной вавилонской карте, высеченной на глиняной плите в V в. до Р. Х. О ней писали древнегреч. историки Геродот (V в. до Р. Х.) и Ксенофонт (V-IV вв. до Р. Х.), называвший армян «миролюбивым, богатым, гостеприимным народом». Т. о., с кон. VI в. до Р. Х. А. испытывала сильное иран. политическое и культурное влияние. Широкое развитие в тот период получили ремесленное производство и строительная техника. Большим достижением было введение в А. в сер. V в. до Р. Х. нового лунно-солнечного календаря, к-рый использовался до нач. XIV в.
Е. Д. Джагацпанян
Становление Вел. А. (II — сер. I в. до Р. Х.)

В 331 г. до Р. Х.Александр Великий сокрушил империю Ахеменидов. В А. образовались полунезависимые гос-ва, признавшие зависимость от Александра, а позднее — от греко-сир. державы его преемников (диадохов) Селевкидов. Однако, вскоре после того как в сер. III в. до Р. Х. от Селевкидов отпадает Парфия, где к власти пришла династия Аршака Великого, армяне обратились к парфянским Аршакидам с просьбой помочь в борьбе с Селевкидами и прислать своего представителя, чтобы занять арм. престол. Первым арм. Аршакидом стал Валаршак, считающийся в арм. традиции братом Аршака Великого. Наиболее выдающимся его преемником был Арташес I (Артаксиас), к периоду правления к-рого относится формирование Вел. А., объединившей все население Армянского нагорья под единой властью. В 176 г. до Р. Х. была основана новая столица — Арташат. Город, по свидетельству источников, был построен Ганнибалом, к-рый после поражения Антиоха III Великого в битве при Магнесии (189) перешел на службу к арм. царю. Вскоре Арташат становится крупным центром на путях международной торговли. Арташес I присоединил часть Иранского и Малоазийского нагорий и вышел к берегам Каспийского и Чёрного морей. Активная внешняя политика привела его к столкновению с парфянскими Аршакидами, Римом и Селевкидами. После победы над селевкидским царем Антиохом IV Эпифаном при Тигре (165) Арташес I, к-рого рус. историк С. Н. Глинка ставил в один ряд с Александром Великим, значительно упрочил позиции Вел. А., просуществовавшей почти 6 столетий и ставшей ведущей политической силой на Кавказе и в М. Азии. Для правителей Вел. А. в историографии возник особый термин — «династия Арташесидов».

Зенита могущества Вел. А. достигла при Тигране II Великом (95-55 до Р. Х.), к-рый расширил границы гос-ва до Средиземного м., Киликии и Палестины до Каспийского м. и Мидийских гор. Разгромив последних Селевкидов (83), он завоевал их столицу Антиохию. Тигран II занимался культурной и строительной деятельностью. В 77 г. до Р. Х. он заложил один из крупнейших городов Армении — Тигранакерт в Сев. Месопотамии (близ совр. г. Сильван, юго-восток Турции). Тигран поощрял распространение в Армении эллинистической образованности и искусства, в столичных городах Арташате и Тигранакерте были построены театры, с греч. богами отождествлялись традиц. зороастрийские божества. Однако держава Тиграна, к концу его правления охватывавшая значительную часть Передней Азии, в политическом и экономическом отношениях оказалась неустойчивым образованием, что предопределило поражение Вел. А. в войне с Римом.
А., Парфия и Рим (II в. до Р. Х.- III в. по Р. Х.)

К сер. I в. до Р. Х. монархия Тиграна II приобрела значительное влияние в М. Азии. Для борьбы с римлянами и парфянами Тигран II и понтийский царь Митридат VI Евпатор, давний и непримиримый враг Рима, заключили военно-политический союз. Однако римлянам вскоре удалось расправиться с Митридатом, а затем вторгнуться в пределы А. (69 до Р. Х.). Рим. полководец Лукулл, осадив Тигранакерт, вскоре овладел им, варварски разграбил и разрушил до основания, а затем пытался захватить и Арташат, но здесь потерпел неудачу. Через 3 года в А. вторглась рим. армия Помпея, направляясь к Арташату (66). Считая, что вооруженная борьба в создавшихся условиях будет гибельной для его страны, Тигран II один, безоружный, явился в рим. лагерь. Этот удачный дипломатический ход дал ему возможность, несмотря на тяжесть условий договора с Римом (политическая зависимость от Рима, потеря Сирии и малоазийских земель), сохранить основную территорию гос-ва и свой титул «царь царей».

Однако подчинение А. Риму на данной стадии оказалось номинальным. Сын Тиграна II Артавазд II (55-34 до Р. Х.), к-рый сочетал управление гос-вом с занятиями философией, драматургией и историей, не только уклонился от поставки военных контингентов, обещанных по Арташатскому миру, но и выступил на стороне враждебной Риму Парфии, с к-рой А. связывало этноязыковое, религ. и культурное единство. Вскоре парфянские Аршакиды нанесли сокрушительное поражение Риму в битве при Каррах (6 мая 53 г. до Р. Х.), когда полководец Сурен разгромил «непобедимого» Красса, павшего на поле боя вместе с большей частью своей армии. Это поражение позволило Артавазду II перейти к активной внешней политике. Войска под предводительством парфянского царевича Бакура и арм. полководца Васака вторглись в Сирию (51), через 11 лет Парфия и А. перешли в наступление: войска Бакура и Васака в короткое время овладели почти всем Вост. Средиземноморьем, создав угрозу прорыва в Египет и на Балканы. В 39 г. до Р. Х. Марк Антоний послал против парфян и армян своего лучшего полководца Вентидия Баса, и тот в решающей битве при Антиохии разгромил аршакидскую армию. Вскоре на Восток прибыл сам Антоний, начавший в 36-34 гг. до Р. Х. войну сперва с Парфией, а затем и с А. Несмотря на ряд поражений, Антоний смог захватить Артавазда II, заманив его в свой лагерь для переговоров, и отправил в Александрию, где преподнес закованного в золотые цепи арм. царя в подарок егип. царице Клеопатре. Во время триумфального шествия римлян Артавазд отказался повернуться в знак покорности лицом к Клеопатре, за что был обезглавлен.

При сыне Артавазда II Арташесе II (34-20 гг. до Р. Х.) независимость А. была восстановлена. Однако приход к власти его брата Тиграна III, рим. ставленника, в Риме истолковали как подчинение А.: были отчеканены монеты с легендой «Armenia capta, Armenia recepta» (Армения плененная, Армения взятая). Тем не менее А. не была обращена в провинцию Римского гос-ва. В течение следующих 50 лет на арм. престоле сменилось не менее 11 венценосцев — ставленников Рима, как правило из царских фамилий соседних стран. Переломным стал 52 г. по Р. Х., когда парфянский царь Вологез I Аршакид объявил царем А. своего брата Трдата. Это событие привело к затяжной войне парфяно-арм. коалиции с Римом. В 58-59 гг. рим. войска под командованием Корбулона разрушили столицу Арташат, мотивируя это неспособностью удерживать столь большой город, и заняли Тигранакерт, где в 60 г. возвели на арм. престол своего ставленника Тиграна VI. В 61 г. Парфия вновь двинула войска в А., и римлянам пришлось отступить. Стороны заключили в Рандее компромиссный мирный договор (63): царем А. провозглашался Трдат I из парфянской династии Аршакидов, но корону он должен был получить в Риме из рук императора. Имп. Нерон обставил коронацию пышными празднествами и предоставил средства на восстановление Арташата (66). Вел. А. была признана самостоятельным гос-вом.

В 113 г. имп. Траян начал войну с Парфией и А., и в 114 г. А. была на неск. лет включена в состав рим. пров. Каппадокия и Вел. и М. А. Однако при имп. Адриане (117-138) царская власть в А. была восстановлена. Когда в ходе следующей парфяно-рим. войны (163-166) римляне заняли Арташат, они сочли целесообразным сохранить А. в качестве самостоятельного гос-ва. Ее столицей был сделан г. Валаршапат.

С сер. I в. А. входила в систему царств Парфянской Аршакидской державы, сохраняя политическую самостоятельность. Поначалу арм. престол, считавшийся вторым по значению после Парфянского, занимали младшие представители правящей династии Аршакидов, а на рубеже II-III вв. на нем утвердилась арм. ветвь династии (Аршакуни). Периодически оказываясь под рим. протекторатом, А. не стала частью Римской державы. Однако М. А. в 72 г. окончательно стала рим. провинцией и оставалась в составе Римской, а затем Византийской империи с перерывами до кон. XI в. Ситуация, возникшая в результате противостояния Парфии и Рима, на протяжении веков была типичной для А., зажатой между крупнейшими державами Запада и Востока и вынужденной лавировать, чтобы выжить в этом опасном окружении.

В III-IV вв. А. оставалась в центре борьбы за господство на Ближ. Востоке между Римом и пришедшими к власти в Иране Сасанидами. В отличие от Аршакидов новых правителей Ирана не связывали с арм. династией родственные отношения. Нисибинский договор 297 г. ознаменовал ослабление персид. и усиление рим. влияния на А.
А. Р. Геворкян
Дохрист. религии в А.

Нек-рые разрозненные сведения о верованиях армян сохранились у античных авторов (Страбон, Плиний, Диодор, Плутарх, Кассий Дион), в основном писавших о храмах, статуях божеств древней А. Свидетельства о дохрист. арм. культуре содержатся преимущественно в трудах арм. раннехрист. историков V-VII вв.: Агафангела, Фавста Бузанда, Мовсеса Хоренаци, Елише (Егише), Лазара Парпеци, Езника Кохбаци.

В древнейший период религ. представления урартов и др. протоарм. племен развивались так же, как и у др. народов Ближ. Востока. Известны 3 главных древнеарм. божества: верховный бог Халди (покровитель гос-ва, бог неба, жизни, войны, плодородия, виноградарства и ремесел), бог бури и войны Тейшеба (сходен с хуррито-хеттским Тешубом) и бог солнца Шивини. Как бог почитался также прародитель армян Хайк, поразивший стрелой из огромного лука враждебного месопотамского бога Бела. Один из потомков Хайка — бог умирающей и воскресающей природы Ара. Существовал также культ бога Торка (сходен с хуррито-хеттским Тарху).

Сильным влиянием в А. с начала становления арм. народа и государственности обладала культура соседнего Ирана. Основной религией здесь был зороастризм, завоевавший ведущие позиции еще до эпохи Ахеменидов и остававшийся офиц. религией персов до VII в. по Р. Х. В ряде источников содержатся сведения о том, что верховным богом армян был Арамазд (парфянская форма иран. имени Ахура-Мазды). Его называли «отцом всех богов», «творцом неба и земли», «производителем обилия и плодородия», «великим и мужественным». Упоминается храм в честь Арамазда в крепости Ани (в районе совр. г. Эрзинджан, Турция) — месте погребения арм. царей династии Аршакидов. Почиталась богиня Анаит (Анахит) как «дочь великого и могучего Арамазда», «матерь всякого знания». В разных местах А. в ее честь были воздвигнуты храмы. Также существовали храмы в честь бога Михра (Митры), к-рого называли «сыном Арамазда», и храброго Вахагна (иран. Веретрагны) — бога-драконоборца, одного из любимых богов древних армян, о к-ром сохранилось большое количество мифов, песен, сказаний. Покровителем земли считалось божество Спэндармэт. Почитание божеств Хаурватат и Амертат нашло отражение в названии цветка хаврот-маврот.

Исследователи по-разному подходят к вопросу о зороастризме в А. Как считал P. Штакельберг, основное ядро древней арм. религии было общеиранским. Мн. авторы рассматривают арм. богов с т. зр. их местного происхождения и отмечают изменения, возникшие под влиянием иран. культуры. В эллинистическую эпоху армяно-парфянские боги сопоставлялись и отождествлялись с греч.: Арамазд с Зевсом, Анаит с Артемидой, Вахагн с Гераклом, Михр с Гелиосом.

Крупнейшие специалисты по зороастризму М. Бойс и Дж. Расселл считают, что имеется достаточно исторических, лингвистических, археологических и этнографических данных, к-рые свидетельствуют о том, что зороастризм практиковался армянами со времени Ахеменидов, когда А. находилась под их господством, т. е. с кон. VI в. до Р. Х. В результате археологических работ в крепости Эребуни обнаружен храм огня ахеменидского времени.

С воцарением династии Аршакидов зороастризм стал офиц. религией А. Одним из эпизодов, свидетельствовавших о соблюдении зороастрийских предписаний Трдатом I, было его путешествие в Рим в 65 г. сухопутным путем, чтобы не осквернить священное создание — воду, почитавшуюся зороастрийцами.

От парфян и персов к армянам перешли верования в добрых и злых духов. Среди них известны хриштак — ангел, дэв — чудовище, парик — злое существо жен. пола. У армян сложились представления о вредных животных и насекомых, созданных злым духом: змее, скорпионе, лягушке, муравье, к-рые считаются в зороастризме созданиями злого начала Анхра-Майнью.

После принятия христианства А. зороастрийцы жили в той ее части, к-рой управляли Сасаниды до сер. VII в. Длительное время сохранялись элементы зороастрийских представлений о рае и аде, о загробной жизни, а также засвидетельствованы обряды, связанные с огнем, солнцем, чистотой тела. В нек-рых горных районах А. зороастризм сохранился до наст. времени.
Лит.: Эмин Н. О. Очерк религии и верований языческих армян. М., 1864; Миллер В. Зороастр и его учение // Мир Божий. 1892. № 5. С. 19 сл.; он же. Исследования и статьи по армянской мифологии, археологии, истории и истории литературы // Этнографический фонд Н. О. Эмина при Лазаревском Институте восточных языков. Вып. 2. М., 1896; Штакельберг P. P. Об иранском влиянии на религиозные верования древних армян // Труды Восточной комиссии Московского археологического общества. Древности восточные. М., 1901. Т. 2. Вып. 2; Капацян Г. А. Хеттские боги у армян. Ереван, 1940; Adontz N. Histoire arménienne. T. 1. P., 1946; Струве В. В. Родина зороастризма. Л., 1948; История армянского народа. Ч. 1 / Под ред. Б. Н. Аракеляна и А. Р. Иоаннисяна. Ереван, 1951; Тревер К. В. Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э.- IV в. н. э.). М.; Л., 1953; Фавстос Бузанд. История Армении / Пер. М. А. Геворгяна // Памятники древнеармянской литературы. Ереван, 1953. Т. 1; Егише. О Вардане и войне армянской / Пер. И. А. Орбели. Ереван, 1971; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975; Boyce M. A History of Zoroastrianism. Leiden; Köln, 1975. Vol. 1 (Handbuch der Orientalistik. Abt. I. Bd. VIII, 2. Hbt. 2A); История армянского народа с древнейших времен до наших дней / Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1980; Russell J. R. Zoroastrianizm in Armenia. Harvard, 1987; Тирацян Г. А. Культура древней Армении VI в. до н. э.- III в. н. э. по археологическим данным. Ереван, 1988; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. СПб., 1994.

М. Б. Мейтарчиян
А. между Римом и Ираном. Принятие христианства

Армения в IV — VI вв.
Сближение с Римом в кон. III в. подготовили почву для широкого распространения в А. христианства, уже влиятельного в вост. провинциях империи, при царе Трдате III оно было принято в качестве гос. религии (традиц. дата — 301). Тем самым арм. правительство старалось не только укрепить свою власть, но и утвердить независимость А. перед лицом усилившегося под властью Сасанидов Ирана. С этого времени Церковь становится важнейшим фактором, объединяющим живущих во мн. странах мира армян, особенно в периоды, когда народ был лишен своей государственности (см. Армянская Апостольская Церковь).

Огромный ущерб экономике и культуре А. нанесли опустошительные походы шаханшаха Шапура II в 364-368 гг., после неудачной персид. кампании имп. Юлиана Отступника. В 387 г. Иран и Рим поделили между собой территорию Вел. А. Зап. часть (к западу от г. Карин (греч. Феодосиополь); совр. Эрзурум) отошла к Римской империи, а вост. часть нек-рое время сохраняла автономию, но в 428 г. Сасаниды лишили власти династию Аршакуни, превратив А. в марзпанство, страна окончательно утратила свою независимость. До сер. VII в. Вост. А. («Персармения» в визант. традиции) управлялась марзпанами (наместниками шаханшаха в пограничных военно-адм. округах), их резиденция находилась в Двине. Арм. области Арцах и Утик вошли в соседнее Албанское марзпанство (арм. Алуанк, персид. Арран).

В IV-VI вв. упадок централизованного гос. управления в А. сопровождался постепенным усилением кланов и привел к складыванию феодального землевладения. Земля в А., за исключением обл. Айрарат (где преобладала гос. собственность на землю), стала владением крупных арм. феодалов — нахараров. Утратив гос. суверенитет, Вост. А. сохранила нек-рые важные институты самоуправления. Так, на должность марзпана назначался к.-л. из местных нахараров. Командование арм. войском, составлявшим отдельную единицу в армии Ирана и пользовавшимся определенными привилегиями, осталось за спарапетами (полководцами) из арм. княжеского рода Мамиконянов. Не изменился и статус крестьянских общин. Достаточно самостоятельной и независимой от светской власти оставалась Церковь. Огромную роль для сохранения национальной культуры в этот сложный в политическом отношении период сыграло создание Месропом Маштоцем арм. алфавита на рубеже IV-V вв. До этого в течение неск. столетий в А. пользовались арам., греч., сир. и персид. письмом. Первая записанная арм. буквами строка звучала так: «Познать мудрость и наставления, познать изречения разума».

Гробница Месропа Маштоца в крипте (сер. V в.) церкви в Ошакане

Армяне не раз поднимали восстания против проводившейся персами политики национальной и религ. ассимиляции (451-452, 482-484, 571). Наиболее крупное столкновение с персами произошло 26 мая 451 г. при Аварайре под предводительством спарапета Вардана Мамиконяна, ставшего для армян символом национальной свободы и независимости. По свидетельству очевидца, историка Елише, в этом сражении персы потеряли убитыми 3544, а армяне — 1036 чел. И хотя ни те ни другие не одержали решающей победы, день Аварайрского сражения вошел в историю арм. народа как день борьбы за свободу. Видя безрезультатность борьбы, шаханшах вынужден был пойти на уступки: сократить налоги, облегчить условия службы в армии и отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм. К кон. V в. определенную самостоятельность приобрела Албания Кавказская (Арцах) под властью царя Вачагана Благочестивого, где в этот период переживали расцвет культура и просвещение, строились церкви и мон-ри.

В Византийскую империю до 387 г. входили провинции А. 1-я и А. 2-я на территории заевфратской М. А. и Каппадокии. После раздела Вел. А. к Византии отошли области, с 391 г. преобразованные в провинцию с центром в г. Карин. На юго-западе к Византии на договорных началах были присоединены нахарарские владения (сатрапии), пользовавшиеся определенной автономией. В царствование Юстиниана I, в 536 г., их самоуправление было упразднено, а все арм. земли на территории Византии были разделены на 4 провинции: сев. часть с центром в Феодосиополе (Карине) стала 1-й А., зап. районы с центром в Севастии (совр. Сивас) стали именоваться 2-й А., приевфратский регион с центром в Мелитине (совр. Малатья) — 3-й А., а к востоку от Евфрата располагалась 4-я А. После раскола в VI в. между Армянской Церковью и К-польским Патриархатом на территориях, подконтрольных Византии, значительная часть армян сохранила связи с Православием и образовала крупную общину армян-халкидонитов.

В 591 г., после длительной византийско-персид. войны, произошел новый раздел А., по к-рому шаханшах Хосров II уступил имп. Маврикию территорию Вел. А. к западу от Двина. Во главе новых владений Византии был поставлен «архонт Армении». Маврикий использовал армян для военной колонизации Фракии. Позднее, в сер. VIII в., в европ. провинциях Византии расселял армян-павликиан имп. Константин V.
Господство мусульман. Арм. гос-ва в эпоху Багратидов (сер. VII-XI в.)

В 640 г. в А. вошли новые завоеватели — арабы. В эпоху их господства хозяйство страны пришло в упадок, население сгоняли с земель, угоняли в рабство. Было запрещено церковное строительство, известны случаи насильственного обращения в ислам, поругания христ. святынь. Наиболее тяжким последствием араб. завоевания явилось изменение в этническом составе населения страны. На протяжении веков Армянское нагорье было занято почти исключительно армянами (этнически пестрым было лишь население крупных городов). Теперь же араб. племена занимали города и целые области, приспосабливаясь к местным условиям. Переход армян в визант. земли, считавшийся изменой и строго каравшийся, тем не менее происходил постоянно. Мн. нахарарские фамилии находили благосклонный прием в христ. Византии, где высоко ценились их выучка и боевой дух. 12 тыс. армян во главе с Шапухом Аматуни обосновались в Понте. Одна из вост. визант. фем получила название Армениак. Весьма значительным был арм. элемент и в малоазиат. фемах Колония, Халдия, Севастия. Крупные вооруженные столкновения армян с арабами происходили в 703, 747-750 и 774-775 гг. Наиболее широкий размах антиараб. движение приобрело в сер. IX в. Воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, Византия возобновила раздачу титулов знатным армянам, как это практиковалось в кон. VI-VII в., и рассчитывала вернуть армян в лоно имперской правосл. Церкви.

В 885/86 г. князь князей Ашот I из династии Багратидов (Багратуни) был признан халифом царем А. Столица царства Багратидов, просуществовавшего до 1045 г., находилась в Еразгаворсе (Ширакаван), затем в Карсе и Ани. Багратиды не смогли управлять всей территорией А. с многочисленными местными знатными родами, и вскоре из их гос-ва выделились Васпураканское царство (908-1021) со столицей в Ване, где правила династия Арцруни; Карсское (Ванандское) царство (963-1064) со столицей в Карсе, где правили представители боковой линии Багратуни; Лорийское (Ташир-Дзорагетское) царство (979 — после 1256), где также правили Багратуни, со столицами в Самшвилде и Лори; Сюникское царство (970-1091) со столицей в Сисиане и затем Капане; Парисосское царство (Х в.) со столицей в Парисосе, на территории совр. Нагорного Карабаха, а также княжество Тарон (830-966/67). Ашота I Багратуни сменил Смбат I. В нач. X в., при царе Ашоте II Багратуни, прозванном за храбрость Железным (арм. Еркат), араб. войска потерпели ряд серьезных поражений. А. прекратила всякие выплаты дани за пределы страны. Власть Багратуни продолжала крепнуть и достигла своего апогея при Гагике I (990 — ок. 1017).

Кафедральный собор Эчмиадзин. IV в., перестройки V–XVII вв.

В Х — нач. XI в. А. переживала значительный экономический и культурный подъем. В этот период возникли благоприятные условия для расцвета торговли, ремесел, искусства, возрождения городской жизни. Подъем переживали как древние города — Ван, Валаршапат, Двин, Багаран, так и новые — Карс, Лори, Маназкерт, Арцн, Арчеш, Багеш (Битлис). Особого расцвета столица Багратидов Ани достигла в царствование Гагика I. Город прославился мн. архитектурными памятниками. Большое развитие получило ремесленное производство — кузнечное, оружейное, плотницкое, гончарное, каменотесное, ткацкое, прядильное, ковровое. Ани стал важнейшим центром транзитной торговли, откуда в различных направлениях шли торговые пути: на Лори и Тбилиси, на Ахалцихе и Кутаиси к Чёрному м., на Багаран и Вагаршапат, а также через Маназкерт и Багеш в Месопотамию. Одна из главных дорог связывала Ани с Византией, а через Трапезунд проходил морской торговый путь в Сев. Причерноморье.

На международный рынок А. вывозила зерно (преимущественно пшеницу), крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, металлические изделия, ковры, шерсть, краски, каменную соль, вино, фрукты, а ввозила гл. обр. предметы роскоши, пряности, тонкие ткани, лекарства. Крупными культурными, ремесленными и торговыми центрами к этому времени стали города Двин, Карс, Нахчаван, Ван, Востан, Багеш, Хлат и др. Успешно стали развиваться внутренний рынок и товарно-денежные отношения. Приобрела значение и торговля с Русью: в Киеве, Новгороде и др. городах появились арм. торговые общины.

Расцвет культуры в этот период получил наименование арм. возрождения, к-рое связано с именами таких крупных мыслителей X-XIII вв., как Григор Пахлавуни, Григор Нарекаци, Ованнес Саркаваг, Мхитар Гош и др. Об освободительной борьбе арм. народа против араб. завоевателей повествует знаменитый эпос о св. Давиде Сасунском. Широкую известность приобрел основанный в XI в. Анийский ун-т.
Падение Багратидов. Тюрко-монг. экспансия (XI-XV вв.)

Во 2-й пол. Х в. Византия отвоевала у арабов ряд арм. земель, в т. ч. обл. Тарон, а в течение XI в. под ее власть попали крупные арм. царства — Васпураканское (1022), Анийское (1045) и Карсское (1065). Внедрение в новых визант. владениях фемной организации не привело к коренным изменениям социально-экономических институтов А., к-рые складывались на протяжении веков и отличались стабильностью. Сохранилось и местное самоуправление. С сер. XI в. визант. экспансия в А. сменилась массовым нашествием с Востока тюрок-сельджуков, сопровождавшимся разорением и уничтожением цветущих городов, истреблением армян. Ослабленная феодальными распрями и гнетом Византии А. не смогла оказать сельджукам сопротивления и к кон. XI в. была ими завоевана. Огромные массы населения покидали страну, ища пристанища на западе, в М. Азии и Киликии.

Собор св. Креста в Ахтамаре. 915–921 гг.

В XII — нач. XIII в. с помощью собранных в Грузии объединенных грузино-арм. войск под командованием военачальников из арм. княжеского рода Захаридов (Закарянов) была освобождена от сельджуков большая часть территории А., города Ани, Двин и Карс, области Сюник и Арцах, почти вся Сев. А. Здесь образовалось неск. арм. княжеств в составе могущественного в то время Грузинского царства, получив при этом определенную самостоятельность. Наиболее значительным из них было княжество с центром в Ани, к-рым от имени груз. царицы Тамары управляли Захариды, занимавшие высокое положение при груз. дворе. В кон. XII — нач. XIII в. та часть А., к-рая вошла в груз. гос-во, смогла вернуться к относительно стабильному развитию и в политическом, и в экономическом отношении. Окрепли крестьянские хозяйства, на средства нахараров строились церкви и мон-ри. Новый расцвет переживал Ани; могущество города в значительной мере опиралось на торговый капитал.

Кн. Левон I. Миниатюра из Евангелия. XIII в. Мон-рь Ромклы, Киликия (Матен. 8321. Л.15)

На землях Ближ. Востока, фактически утраченных империей в кон. XI в., где осела значительная масса армян, переселявшихся сюда с древности, возник ряд княжеств. Под их властью оказалась прежде всего Киликия, где в 1080 г. основал арм. гос-во Рубен, отпрыск династии Багратидов (см. Киликийская Армения). В течение XII в., когда держава Сельджукидов на Ближ. Востоке распалась на ряд враждующих эмиратов, а из Европы в Сирию и Палестину пришли крестоносцы, княжество Рубенидов постепенно усилилось, балансируя между политическими союзами с рыцарями и Византией. При Левоне I, на рубеже XII-XIII вв., гос-во достигло апогея своего развития, а сам правитель в 1198 г. получил от Римского папы титул царя. Гос-во армян в Киликии просуществовало до 1375 г. и было завоевано егип. мамлюками.

Вход Господень в Иерусалим. Умовение ног. Миниатюры из Евангелия. Мастер Ованнес Хизанеци. 1392 г. Хизан, Васпуракан (Матен. 3717. Л.12)

В 1236 г. на территорию Кавказской А. вторглась монг. армия под командованием Чармахана. В 1242-1245 гг. монголы овладели юж. и юго-зап. областями А., разбив мусульм. войска эмирата Айюбидов и султанов Рума, господствовавших в М. Азии. При внуке Чингисхана хане Хулагу (1256-1265) А. вошла в состав ильханства — фактически самостоятельного удела с центром в Тебризе в системе монг. империи. Один из его вилайетов (областей) составили Вост. Грузия и арм. владения Захаридов, др.- юго-зап. территории А. Подвластное монголам население облагалось десятками прямых и косвенных налогов. В 1259-1261 гг. произошло объединенное восстание грузин и армян, к-рое было подавлено, и монг. иго продолжалось еще почти столетие. В XIV в. власть ильханов ослабла, усилилось соперничество отдельных местных тюрк. правителей. В 1384 г. хан Золотой Орды Тохтамыш овладел Тебризом, разграбив и разорив соседние области, но уже в 1386 г. Тебриз был в руках центральноазиат. правителя Тимура (Тамерлана), к-рый затем вступил в А. Завоевателям пришлось штурмом брать крепости и города, источники описывают сцены происходивших при этом массовых убийств. После смерти Тимура и распада его гос-ва политический контроль над А. вновь оказался в руках местных кочевых тюрк. племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, обосновавшихся в М. Азии и А. еще в кон. ХIII в. С 1410 по 1468 г. в А. господствовал союз Кара-Коюнлу, а затем до 1502 г.- Ак-Коюнлу.

Опустошительные нашествия и междоусобные войны кочевников на территории А. сопровождались разрушением городов, истреблением людей, бегством сумевших уцелеть армян в страны Вост. Средиземноморья и Европы. Кочевники были заинтересованы в расширении пастбищ, что неизбежно вело к сокращению земледельческих угодий. Крайне неблагоприятные условия сложились в тот период для арм. культуры, особенно зодчества. Культурные центры с трудом удавалось сохранить только в нек-рых богословских школах при мон-рях.
Османское и персид. владычество (XVI-XIX вв.)

Армения в X — XI вв.

В XVI-XVII вв. А. стала объектом кровопролитной борьбы между Сефевидским Ираном и Османской империей. В 1555 г. в малоазийском г. Амасии противники заключили мир, по к-рому зап. часть А., включая Васпуракан, отошла под власть османов, а вост.- к Ирану. В 1578 г. османские войска вновь вторглись в Закавказье и завоевали большую его часть. Иран. шах Аббас I, не имея возможности сопротивляться туркам, заключил с ними мир (1590), по к-рому все Закавказье отходило к Турции. Однако в 1603 г., воспользовавшись беспорядками в Турции, Аббас вернул Тебриз, а в 1604 г. взял Ереван. Турки предприняли контрнаступление, и тогда шах начал массовую депортацию арм. населения в Иран. Отступая, Аббас проводил тактику выжженной земли: по его приказу были разрушены мн. города и села А., свыше 300 тыс. ее жителей, преимущественно ремесленников и молодых женщин, насильственно выселены в Иран. Одним из уничтоженных в нач. XVII в. городов был крупный торговый центр Джуга (Джульфа) на берегу Аракса, жители к-рого были переселены в окрестности Исфахана, где был позднее основан г. Нор-Джуга (Нов. Джульфа). Заброшенные арм. деревни занимали кочевые племена, переходившие к оседлому или полуоседлому образу жизни. Военные действия между Турцией и Ираном продолжались с перерывами до 1639 г., когда в Стамбуле был подписан мирный договор, по к-рому возобновлялись условия раздела Закавказья 1555 г., в основном сохранявшиеся до нач. XIX в. Зап. А. в составе Османской империи была поделена на области-вилайеты — Эрзерумский, Карсский, Баязетский, Себастийский, Ванский и Диярбакырский, к-рые в свою очередь делились на более мелкие адм. единицы — санджаки. В иран. Вост. А. были созданы ханства: Ереванское, Нахичеванское, Карабахское, к-рые делились на магалы. Во главе адм. единиц стояли паши (у османов) и ханы (в Иране), имевшие неограниченную власть.

В XVII в. после завершения войн в Вост. А. стали появляться нек-рые признаки стабильности: восстанавливалось хозяйство, светское и монастырское землевладение; возводились или обновлялись церковные сооружения. Однако население страдало от непомерных налогов, произвола администрации, от притеснений со стороны курдских племен, чей удельный вес в этнической структуре продолжал расти. В горных районах Сюник и Арцах (Карабах) землями владела местная знать, подчинявшаяся персид. администрации. В Карабахе еще в кон. XVI в. наряду с Хаченом появились имевшие определенную независимость княжества Гюлистан, Джраберд, Варанда и Дизак (т. н. меликства Хамсы, т. е. «пять меликств»), во главе к-рых стояли мелики (князья) из различных ветвей рода Араншахиков.

Положение населения Зап. А. усугублялось внутренними проблемами Турции: полным упадком в результате войн, брожением в армии, набегами взбунтовавшихся тур. отрядов. В период турецко-иран. господства, жестокого политического, социального и национально-религ. угнетения арм. народ не терял надежд на освобождение. Долгое время эти надежды возлагались на помощь западноевроп. стран и католич. Церкви, но на рубеже XVII-XVIII вв. национально-освободительные идеи начали связываться и с Россией. Этому способствовали давние экономические и культурные связи между рус. и арм. народами, общность религии, а также совпадение внешнеполитических интересов России с жизненными интересами всего Закавказья. Большой вклад в развитие отношений с Россией внес Исраэл Ори, представивший Петру I план освобождения А. и Грузии и в 1707 г. возглавивший рус. дипломатическую миссию в Иран.

Не раз обращались к рус. царям за помощью и поддержкой в деле освобождения арм. народа карабахские мелики. В связи с персид. походом Петра I в 1722 г. началось восстание армян в Сюнике под предводительством Давид-Бека. Одержав целый ряд побед над персами, повстанцы создали в Кафане независимое арм. княжество. Воспользовавшись ослаблением Персии, на Закавказье двинулась тур. армия. В ряде сражений 1726-1727 гг. Давид-Бек разбил турок и отстоял Сюник. Благодаря этим победам шах признал власть Давид-Бека в Сюнике и заключил с ним союз против турок. После смерти Давид-Бека (1728) партизанскую войну против турок возглавил его сподвижник Мхитар Спарапет, после убийства к-рого (1730) Сюникское восстание потерпело поражение.

В 1722-1724 гг. армяне Арцаха, поднявшие восстание против персов, смогли добиться относительной политической независимости, но и они были сломлены превосходящими силами тур. армии. Часть повстанцев перебралась в Россию и вступила в ряды рус. армии.
Присоединение Вост. А. к России

В 80-х гг. XVIII в. появились проекты освобождения А. с помощью России. Один был составлен предстоятелем Армянской епархии в России архиеп. Иосифом (Аргутинским-Долгоруким) (Овсен Аргутян-Еркайнабазук). Автором др. был видный деятель арм. общины Мадраса (Индия) Шаамир Шаамирян. Архиеп. Иосиф предлагал восстановить Армянское царство под протекторатом России (вассальная зависимость предполагала уплату налогов и предоставление военной помощи), сохранив феодальные формы землевладения; для защиты А. от внешних врагов предусматривалось размещение в ней на нек-рое время рус. войск. По проекту Шаамиряна в А. устанавливался буржуазный республиканский строй во главе с нахараром (президентом) и арм. палатой (парламентом); А. по требованию России предоставляла в ее распоряжение до 6 тыс. воинов, а Россия, официально провозглашавшаяся освободительницей А., для защиты ее от нападения извне в течение 20 лет должна была содержать там армию из 6 тыс. чел.

Однако реальная возможность присоединения появилась только в XIX в. В 1801 г. вместе с Грузией к России были присоединены сев. районы А.- Лори-Памбак и Шамшадин. В 1813 г. по Гюлистанскому договору, завершившему русско-персид. войну, к России в числе др. регионов отошли Карабах, Ширак и Сюник. Спустя 13 лет Иран, нарушив договор, начал новую войну против России. В сер. июля 1826 г. войска ереванского хана вторглись в сев. районы Вост. А.- Памбак и Ширак, а главная персид. 60-тысячная армия под командованием Аббаса-Мирзы — в Карабах. Персы заняли Елисаветполь и осадили крепость Шушу, но, встретив упорное сопротивление объединенных сил рус. гарнизона и местного населения, так и не смогли взять ее. Сокрушительные удары по авангарду армии Аббаса-Мирзы нанес отряд ген. В. Г. Мадатова у стен Шамхора и Елисаветполя. В 1827 г. рус. войскам под командованием ген. И. Ф. Паскевича, в рядах к-рых сражались арм. и груз. добровольцы, удалось вступить в Араратскую долину, заставить капитулировать нахичеванского хана, захватить крепости Сардарапат и Ереван, тем самым окончательно освободить бо́льшую часть Вост. А. от персид. господства. Решающее сражение произошло 17 авг. 1827 г. у с. Ошакан. По условиям Туркманчайского договора (1828) вся Вост. А. была присоединена к России.

В ходе начавшейся вскоре русско-тур. войны (1828-1829) рус. армия на Кавказском фронте овладела городами Карс, Ахалкалак, Ахалцих, Ардаган, Баязет, Алашкерт и Эрзерум, однако по результатам Адрианопольского договора 1829 г. Россия должна была вывести свои войска из занятых районов, а отвоеванные города (за исключением Ахалциха и Ахалкалака) были возвращены Турции.

Присоединенная к России Вост. А. была сильно разорена и покинута большинством населения: из 169 тыс. жителей армяне составляли чуть больше трети. В связи с этим по требованию России в Туркманчайский и Адрианопольский договоры были включены статьи, разрешающие переселение армян из-за границы в пределы Российской империи, гл. обр. в Вост. А. и Закавказье в целом. Из персид. провинций Хой, Урмия, Салмаст, Марага и Маку прибыло 40 тыс. армян. С кон. 1829 и в течение 1830 г. происходило массовое переселение зап. армян из Карсского, Эрзерумского и Баязетского пашалыков (90 тыс. чел.). Переселению этих армян содействовал эрзурумский архиеп. Карапет Багратуни, к-рый сопровождал переселенцев до Ахалциха и помогал их обустройству. Помимо Ахалцихского уезда мн. зап. армяне расселились тогда и в Ахалкалакском у. Грузии, а также в ряде районов Вост. А. Впервые в многовековой истории А., знавшей лишь массовый исход своего населения, была осуществлена широкомасштабная репатриация. Всего за этот период в Закавказье, в основном в районы Вост. А., переселилось свыше 140 тыс. армян, преимущественно крестьян и ремесленников. К сер. XIX в. в Вост. А. армяне составляли почти 60% при общей численности населения 240 тыс. чел.

Присоединение Вост. А. к России избавило значительную часть арм. народа от угрозы ассимиляции и физического уничтожения и открыло возможность мирного развития. В дальнейшем, во время русско-тур. войн 1853-1856 и 1877-1878 гг., в пределы России из Турции переселилось большое число армян; кроме того, к России был присоединен Карс. В этих войнах прославились рус. военачальники арм. происхождения В. О. Бебутов, М. Т. Лорис-Меликов, А. А. Тергукасов, И. Д. Лазарев, Б. М. Шелковников (Метаксагорцян).

В 1828 г. на территории Вост. А. была образована Армянская обл., включавшая Эриванский и Нахичеванский уезды и Ордубадский округ. В 1840 г. Армянская обл. была упразднена, а ее уезды включены в Грузино-Имеретинскую губ. В 1849 г. после ряда новых адм. реформ в числе др. была создана Эриванская губ., состоявшая из Эриванского, Нахичеванского, Александропольского, Новобаязетского и Ордубадского уездов. Остальные районы Вост. А. вошли в Тифлисскую и Елисаветпольскую губернии. В 1868 г. на территории Карабаха, входившего в состав Елизаветпольской губ., были созданы Шушинский, Джебраильский и Джеванширский уезды, незначительная часть была отнесена к Зангезурскому у. В 1878 г. была создана Карсская обл. Это адм. деление в основном сохранялось до 1917 г.

С развитием капиталистических отношений и включением Вост. А. в общероссийский рынок значительно оживилась торговля, происходил отход населения от натурального хозяйства и проникновение торгово-ростовщического капитала в деревню. Арм. буржуазия направляла свои капиталы в торгово-промышленные предприятия Баку, Тифлиса, Батума, городов Сев. Кавказа. Во мн. города России отправлялись арм. ковры, шелк, хлопок, кожи, изделия ремесленного производства, вина, коньяки, сыры. Крестьянская реформа 1870 г. способствовала развитию капиталистических отношений в А. Важное значение имело строительство дорог. В 60-70-х гг. XIX в. были реконструированы и сооружены почтовые дороги Тифлис-Караклис-Эривань, Александрополь-Кохб-Нахичевань-Горис, Эривань-Джульфа. В кон. XIX — нач. XX в. в Закавказье были построены железные дороги Тифлис-Александрополь-Эривань-Джульфа, Баку-Тифлис-Батум, что еще более усилило экономические связи Вост. А. Росла численность городского населения. В 1850 г. в 2 крупнейших городах А.- Эривани и Александрополе — насчитывалось соответственно 12 и 11 тыс. жителей, а к 1897 г. в этих городах жили уже 29 и 31 тыс. чел.

Нач. ХХ в. ознаменовалось в Вост. А. подъемом общественно-политической жизни. Наряду с основными арм. партиями в ней принимали участие новые социал-демократические орг-ции. Самым крупным событием были массовые выступления против политики российского самодержавия, в нач. XX в. ущемлявшей права арм. населения: закрывались арм. школы, ограничивалась деятельность издательств и благотворительных орг-ций, была введена строгая цензура периодической печати. 12 июня 1903 г. царское правительство приняло закон о конфискации земель и доходного имущества Армянской Церкви, на средства к-рой содержалось большинство арм. школ Закавказья. В июле-сентябре произошли многолюдные демонстрации и митинги в Александрополе, Карсе, Эчмиадзине, Эривани, Тифлисе, Елисаветполе, Шуше, Баку, Караклисе и др. городах Закавказья. В Тифлисе власти ввели военное положение, в Елисаветполе и Александрополе выступления переросли в столкновения с полицией и войсками. Волнения не прекращались вплоть до отмены этого закона (авг. 1905). Имущество Армянской Церкви, а также полученные от него за 1903-1905 гг. доходы были возвращены.
Армяне и Турция (XIX — нач. XX в.)

В Османской империи общая численность арм. населения к сер. XIX в. составляла более 3 млн. чел. Основная часть его проживала в вост. вилайетах, на исконных землях Армянского нагорья. Значительная арм. община жила в Стамбуле. В условиях обострения внутреннего кризиса Османского гос-ва власти осуществляли политику преследования армян, потакали вспышкам жестокого насилия и религ. погромов. По просьбе тур. армян рус. делегация включила в условия Сан-Стефанского мирного договора 1878 г. статью о гарантиях безопасности населения Зап. А. и о реформах, уравнивавших их в правах с остальными подданными Османской империи. Берлинский конгресс, летом того же года пересмотревший этот договор, включил в принятый им итоговый документ «армянский вопрос», однако в нем уже ничего не говорилось о присутствии в Зап. А. рус. войск.

Усиление национально-освободительной борьбы армян в кон. XIX в. (гайдуцкое движение в Сасуне, Ване, Тароне, Муше, Киликии и в др. провинциях) обусловило появление арм. политических партий — «Арменакан» (Армянский национальный союз, 1885), «Гнчак» (1887), «Дашнакцутюн» (Армянский революционный союз, 1890). Центральное место в их программах занимало решение «армянского вопроса», освобождение зап. армян.

В 1894-1896 гг. правительство тур. султана Абдул-Хамида II организовало по всей Зап. А. и в Стамбуле массовую резню армян; погибло более 300 тыс. чел., было разрушено множество селений, мон-рей и церквей. Повсеместно армяне оказывали стойкое сопротивление, но их освободительное движение не было поддержано великими державами. Наиболее успешным было сопротивление в Сасуне, где особо отличился легендарный вождь освободительного движения Андраник Сасунский (А. Т. Озанян), ставший национальным героем всех угнетенных народов Османской империи. Впосл. он сражался против турок на стороне славян, греков и возглавил корпус рус. армии.

Положение зап. армян ухудшилось с приходом в 1908 г. к власти в Турции буржуазно-националистической партии младотурок «Иттихад ве теракки» («Единение и прогресс»). Весной 1909 г. ими была организована новая резня армян в г. Адана и в соседних районах, во время к-рой было уничтожено 30 тыс. чел. Политика массового истребления армян в Турции достигла апогея во время первой мировой войны, когда по секретному приказу, подписанному в апр. 1915 г. министром внутренних дел Талаат-пашой с согласия военного министра Энвера-паши, все армяне были объявлены рус. агентами и врагами гос-ва. В результате начавшейся резни было убито ок. 1,5 млн. чел., почти столько же депортировано в пустыни Месопотамии, где большинство из них погибли. Из многомиллионного арм. населения в Турции в живых остались только неск. десятков тысяч. Немногим удалось избежать уничтожения и перебраться в страны Ближ. Востока, Европы и Америки. Свыше 300 тыс. армян нашли убежище в России, в т. ч. в Вост. А. Истребление арм. населения продолжалось до 1923 г. Ежегодно 24 апр. армяне всего мира отмечают скорбную дату — день памяти своих соотечественников, ставших жертвами варварского преступления.
Новейший период

После геноцида 1915-1923 гг. издревле заселенная армянами зап. часть Армянского нагорья, а также районы Сев. Месопотамии и Киликии теперь оказались практически полностью покинуты ими. История армян в XX в. тесно связана с Россией, на территории к-рой остался последний очаг развития народа на его исконных землях. Рус. революция 1917 г. стала причиной серьезных испытаний для Вост. А., но в то же время с нею была связана первая более чем за 600 лет попытка возрождения независимого национального арм. гос-ва.

После Февральской революции Временное правительство приняло постановления об отмене религ. и национальных ограничений и о самоопределении наций. Оно ликвидировало Кавказское наместничество и 9 марта 1917 г. образовало Особый Закавказский комитет (ОЗАКОМ), в состав к-рого вошли представители разных партий и основных национальностей Закавказья. Арм. общественность связывала с переменами в России определенные политические надежды. 26 апр. 1917 г. Временное правительство постановило создать пост Генерального комиссара Турецкой А., к-рому передавалось гражданское управление на занятой рус. армией территории Зап. А. Партии «Дашнакцутюн», «Гнчак» и «Арменакан» поддерживали принцип самоопределения наций, не идя, впрочем, дальше требований предоставления А. национальной и территориальной автономии. В мае 1917 г. в Тифлисе состоялся 1-й съезд зап. армян.

После Октябрьской революции с целью не допустить установления сов. власти в Закавказье местные нац. партии образовали Закавказский комиссариат, а спустя 3 месяца вместо него был создан Закавказский сейм, состоявший из депутатов Учредительного собрания от Закавказья и представителей местных партий. Наибольшие фракции образовали груз. меньшевики (36 мест), мусаватисты (30), дашнаки (27) и эсеры (19). Советская власть была установлена лишь в Баку, где был избран Исполнительный комитет Бакинского совета во главе с С. Г. Шаумяном. Согласно Брестскому миру и дополнительному советско-тур. договору, 3 марта 1918 г. советское правительство отдавало Турции не только занятую рус. армией территорию Зап. А., но и бо́льшую часть Вост. (Русской) А. Тем самым отменялось действие подписанного В. И. Лениным 29 дек. 1917 г. декрета «О Турецкой Армении», где говорилось о праве Зап. А. на полное самоопределение. 30 янв. 1918 г., нарушив перемирие, заключенное в дек. 1917 г. с командованием рус. армии, тур. войска начали наступление на Кавказе. 80-тысячной тур. армии противостояли фактически всего 4 тыс. солдат ген. Андраника Сасунского, к-рому удалось выиграть Лорийскую битву (25-28 мая 1918) и остановить продвижение турок к Баку, Дагестану и Чечне. Однако дашнакское правительство было вынуждено подписать договор в Батуме на условиях передачи Турции значительных территорий А.

28 мая 1918 г. Армянский национальный совет, возглавляемый партией «Дашнакцутюн», провозгласил А. независимой республикой, и т. о. государственность арм. народа была восстановлена. В течение 1918-1919 гг. территория республики А. была значительно расширена. После поражения Турции в первой мировой войне и ухода тур. войск была восстановлена граница 1914 г.; 28 мая 1919 г. была провозглашена объединенная и независимая республика А. В то же время в состав арм. парламента были введены 12 депутатов — представителей зап. армян, что подтверждало исторические права арм. народа и на Зап. А.

Однако к нач. 1920 г. международное положение А. резко ухудшилось. Опасаясь наметившегося сближения тур. правительства Кемаля Ататюрка с Советской Россией, европ. державы пошли на уступки Турции и проявили готовность пересмотреть условия Севрского мирного договора (авг. 1920), предусматривавшего мирное урегулирование территориальных споров с Турцией и Азербайджаном. Во вновь начавшейся турецко-арм. войне 1920 г. А. оказалась в полной политической изоляции. Ее обращения к правительствам зап. держав и Лиге Наций не имели последствий. Потерпев поражение, А. вынуждена была заключить 2 дек. 1920 г. Александропольский договор, по условиям к-рого понесла большие территориальные потери и согласилась признать Севрский договор аннулированным. В тот же день дашнакское правительство объявило о своем отказе от власти. Вопрос о Зап. А., с нач. XIX в. не раз ставившийся международной дипломатией, снова остался открытым.

29 нояб. 1920 г. Революционный комитет А. из представителей армян — сторонников советской власти вступил в свою страну вместе с войсками Красной Армии и провозгласил А. Советской Социалистической Республикой. В период 1920-1921 гг. при заключении договора между советским гос-вом и Турцией были приняты решения о статусе Нагорного Карабаха и Нахичевани, к-рые вошли в состав Азербайджанской ССР. В марте 1922 г. Армянская ССР совместно с Грузинской ССР и Азербайджанской ССР образовали Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, к-рая в конце того же года вошла в состав СССР. С 1936 г. А. входила в состав СССР как отдельная республика в границах 1921-1922 гг.

Собор св. Григория Просветителя в Ереване. Архит. С. Кюркчян. 2001 г.

Как и др. советские республики, А. утратила ряд функций суверенного гос-ва: не имела самостоятельных дипломатических отношений, не располагала национальными вооруженными силами, не вела внешнеторговой деятельности. Пережив гражданскую войну, коллективизацию, А. за советский период добилась значительных успехов в хозяйственном и культурном развитии, превратившись из аграрной страны в индустриальную. В годы Великой Отечественной войны арм. народ внес свой вклад в победу над фашизмом. После войны началась массовая репатриация зарубежных армян в республику. За 1946-1948 гг. в А. переехали 89,7 тыс. армян из Сирии, Греции, Болгарии, Румынии, Ливана, Ирана, Ирака, Франции, США (часть их в 1949 была выслана в Алтайский край), а за период 1962-1973 гг.- еще свыше 26 тыс. Правда, впосл. многие из них вновь уехали за рубеж; эмиграция части населения А. стала заметным явлением с 70-х гг. XX в.

7 дек. 1988 г. на севере А. произошло катастрофическое землетрясение. Число погибших превысило 25 тыс. чел., 530 тыс. чел. лишились крова. Были разрушены города Ленинакан, Спитак, Кировакан, Степанаван, свыше 100 сел. C сер. 80-х гг., в период начавшегося кризиса в СССР, вопрос о Нагорном Карабахе стал одним из наиболее сложных в отношениях А. с соседними союзными республиками, а впосл.- суверенными странами. После столкновений на национальной почве в Азербайджане — в Сумгаите (февр. 1988), Кировабаде (нояб. 1988), Баку (янв. 1990) — началась длительная кровопролитная карабахская война 1990-1994 гг., стоившая арм. и азерб. народам огромных жертв. С мая 1994 г. военные действия фактически прекратились, и в наст. время в обстановке «ни войны, ни мира» продолжается миротворческая деятельность международных орг-ций.

23 авг. 1990 г. Верховный Совет Армянской ССР принял «Декларацию о независимости Армении», согласно к-рой была провозглашена Республика Армения. В дек. 1991 г. А. в числе 11 бывш. союзных республик подписала декларацию об образовании СНГ. В А. восстановлена частная собственность, начата приватизация земли, установлена многопартийная система; осуществлена деидеологизация гос. учреждений, учебных заведений, воинских подразделений; ликвидирована цензура, созданы условия для беспрепятственной деятельности Армянской Апостольской Церкви. В марте 1992 г. А. стала членом ООН, в 1992-1994 гг. была принята в ряд международных орг-ций (ЮНЕСКО, ОБСЕ, Межпарламентский союз и др.). А. является членом всех межгос. структур СНГ. В 1995 г. была принята Конституция. В 2001 г. А. отметила 1700-летний юбилей принятия христианства как офиц. религии.

Христианские святыни. Армения