Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля,
в день Рождества Иоанна Предтечи. Игумен: архим. Петр.
Тел. (30-377) 23687. Факс (30-377) 23686.
Дионисиев монастырь расположен на узкой и крутой скале, на высоте80 метровнад морем, на юго-западной стороне полуострова между монастырями Григориевым и Святого Павла. В старинных документах он упоминается и под другими названиями – «Новая Скала», «монастырь Великого Комнина», «монастырь кира Дионисия» и отмечает свой праздник в день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня).
Основание монастыря приходится на вторую половину XIV века (1370-1374) и связано с именем Святого Дионисии, который был родом из Кориса Касторийского и начал свой великий труд, опираясь только на собственные скудные средства, поначалу при помощи только двух своих учеников. Однако в завершении строительства существенную помощь оказал трапезундский император Алексей III Комнин, предоставив Дионисию, который прибыл к нему в Трапезунд, сразу же значительную сумму, а затем ежегодно предоставлял средства, чтобы работы по строительству не прекращались. При этом посредником в отношениях императором выступал и митрополит Трапезундский Феодосий, который был братом Святого Дионисии и бывшим настоятелем Филофеева монастыря на Афоне. Проявивший особый интерес к этому новосозданному монастырю Алексей вполне обоснованно пожелал, чтобы он был назван «Монастырем Велнкого Комнина».
Материальную помощь после Алексея стали оказывать и другие византийские императоры – Палеологи, а после падения Константинополя (1453) монастырю оказывали поддержку многие господари Молдовлахии. Последним Дионисиев монастырь обязан расширением своей территории и вообще нынешним своим обликом, по причине чего господарей относят к числу его ктиторов. Из господарей следует особо отметить Радула и его преемника Неанко Бессараба, который, кроме всего прочего, построил в 1520 году башню и монастырский водопровод. Высота башни –25 м, а на последнем ее этаже находится керамическая монограмма Предтечи.
В 1535 году бо́льшая часть монастыря сгорела, и вскоре молдавский господарь Иоанн Петр построил на свои средства его восточную сторону – от кухни до винного склада. Господарь Александр и его супруга Роксандра построили от основании обращенное к морю целым рядом балконов (exostes) шестиэтажное крыло, а также выкупили и передали монастырю его подворья.
Кроме упомянутых выше, известны и другие благодетели монастыря, в том числе братья Лазарь и Бой из Пьявицы на Халкидике, построившие обращенное к саду продолжение семиэтажной стороны, братья Фома и Мануил из Серр, построившие пристань и подворье Орфана на Пангее в Восточной Македонии и, наконец, в более позднее время епископы Макарий Гераклейский и Иеремия Белградский (1797) и посол Австрии в Константинополе Иоанн Франкопулос (1800), которые жили в монастыре до самой смерти и завещали ему свое значительное имущество.
Монастырский собор возвышается почти в самом центре узкого двора. Посвящен он Рождеству Иоанна Предтечи, был построен и расписан фресками в 1537-1547 годах на средства воеводы Петра, о чем свидетельствует соответствующая надпись над входом собственно храма. Пятикупольный и покрытый свинцовой кровлей храм внутри очень темный, поскольку вокруг него стоит много зданий. Архитектура здесь следует стилю других афонских соборов, имея ряд особенностей на восточной стороне, где находятся «типикарии», т.е. два помещения с планировкой в виде круга внутри и восьмиугольника снаружи и при этом покрытые куполами с высоким тимпаном. В эти помещения были перенесены соответственно професис и диаконикон, находившиеся, как известно, с двух сторон центральной ниши Святого Алтаря.
Замечательные фрески собора были созданы в 1546 году живописцем Джорджи, одним из основных представителей критской школы. Этот художник подражает Феофану, однако несколько отличается от последнего манерой изображения складок одежд, а также большей схематичностью и аскетической строгостью, которые характеризуют его образы, однако, что касается выбора тем, он следует общей иконографической программе, прослеживающейся и в других соборах: в правом нефе сохранились изображения ктитора Петра и его детей в полный рост с соответствующей надписью. Оказавшийся включенным в западную сторону монастыря нартекс был расписан фресками позднее каким-то румынским художником.
Замечателен и резной деревянный иконостас собора (XVIII в.) с исключительно богатым декором, полностью покрытый позолотой из чистого золота. Кроме более поздних икон (1805-1818), здесь находится несколько более ранних, в том числе пять икон Большого Моления работы критского художника Евфросина (1542). В другой части храма находятся иконы Христа и Богородицы, а также большой крест, относящиеся к более раннему иконостасу. В Святом Алтаре, на хорах и в других местах находятся и другие иконы большой художественной и исторической ценности, датируемые XIV веком и более поздним временем. Наконец, следует отметить здесь также несколько произведений скульптуры из дерева и слоновой кости, каковыми являются митрополичий престол, проскинитарий, аналои на обоих хорах для певчих, а также изготовленный в 1685 году Святой Алтарь.
Кроме главного храма, монастырь имеет также много часовен, как на территории внутри стен, так и за ее пределами. Наиболее значительной из них является часовня Богородицы Акафистной слева от литийного притвора, внутри собора с фресками живописца Макария (1615), которые, к сожалению, в 1890 году были покрыты новым слоем живописи работы Михаила Кесареаса, о чем свидетельствует надпись на притолоке двери. В этой часовне сохранилась самая ранняя из икон Богородицы, написанная в технике воскового литья (энкаустики), известная как икона Благодарственных гимнов Богородице. Согласно традиции, эту икону держал патриарх Сергий или один из епископов, обходя с ней вокруг стен Константинополя, чтобы воодушевить воинов и народ во время осады города аварами и славянами в 626 году. На территории монастыря находятся также следующие часовни: Святого Нифонта, Святого Николая, Святого Георгия (1609), Святых Бессребреников, Архангелов с фресками конца XVI века работы монахов Даниила и Меркурия. Святого Иоанна Богослова (1608; нартекс – 1615) и Святого Иоанна Златоуста.
За пределами монастыря, в различных его кафизмах и пустынях находятся часовни Святого Онуфрия, Богородицы, Святого Иакова Брата Божьего, Святого Димитрия, Двенадцати Апостолов и Всех Святых с фресками 1610 года, выполненными упомянутыми выше живописцами Даниилом и Меркурием.
Дионисиевому монастырю принадлежат также 7 келий в Карее, из которых келья Святого Стефана является его представительством.
К юго-западу от собора находится встроенная в одно из его крыльев общая трапеза, создание которой принадлежит также господарю Петру. Ее фрески, отмеченные сильными влияниями критской школы, особенно в сценах южной стороны, были написаны живописцами Даниилом и Меркурием (1603). Здесь изображены святые в полный рост и мученичества святых, Падение Люцифера, Собрание Бестелесных, Небодорожная Лествица, изображения чудес Христа и сцены из жизни Иоанна Предтечи, изображения Рая и др. Снаружи трапезной, в продоме, который представляет собой обычный портик, находятся фрески в хорошем состоянии с весьма впечатляющими сценами круга Апокалипсиса Иоанна. Наконец, у входа в трапезной сохранилась старая резная деревянная дверь с изображениями разных сказочных животных.
Близ трапезной возвышается трехэтажная звонница, на которой находятся старинные монастырские часы.
Почти несуществующий монастырский двор составляют только три небольших прохода. Поэтому фиал водосвятия здесь отсутствует.
В богатой, покрытой куполом ризнице хранится много ценных регалий разных эпох. Наиболее важными из них являются: пластина из слоновой кости с рельефным изображением Распятия (Х в.), крест Елены Палеолог, эпитафий XVI века, шитые золотом священные ризы и ткани, множество предметов церковной утвари, медальонов, крестов, артофориев, евангелия в драгоценных окладах, а также множество старинных документов·– хрисовулов, сигиллов, прозелитических посланий и иеросфрагистов.
В особой крипте Святого Алтаря собора хранятся останки Святого Нифонта, патриарха Константинопольского, в позолоченном серебряном оссуарии в виде храма, который является даром господаря Неанко (1515). Наконец, в шкафу, в том же помещении находятся другие оссуарии, в которых хранятся около 150 святых реликвий, а также священные части Животворящего Древа Креста Господня.
Очень богата и хорошо упорядочена монастырская библиотека, которая располагается в красивом и надежно защищенном зале реконструированного в последнее время нового крыла и насчитывает около 1.100 рукописей на пергаменте, бомбазине (шелковой ткани) и бумаге и 27 пергаментных свитков. Большинство из них содержит богословские, церковные или литургические произведения, причем значительная часть их иллюстрирована очень интересными миниатюрами с роскошными заголовками и буквицами. Особо выделяются кодексы №№ 2, 13, 14, 61, 65, 587 и 588. Так, рукопись № 587 представляет собой Евангелие XI века, которое считается одним из лучших в своем роде. Это Евангелие украшено приблизительно 80 миниатюрами, причем все они сохранились в отличном состоянии. Иллюстрирована также рукопись № 33 – Четверное Евангелие XIII века, которое, кроме миниатюр примечательно также редким окладом из резного дерева, на лицевой стороне которого изображено множество сцен очень тонкой работы.
Кроме отдела рукописей, библиотека располагает значительным числом печатных книг (более 15000), в том числе архетипами и палеотипами, а также редкими изданиями Святого Писания, классических и церковных авторов и разного рода словарями ХVI века.
«Суровый монастырь» Дионисия в Третьем Уставе Святой Горы (1394) занимает девятнадцатое место среди существовавших тогда 25 монастырей. Однако с 1574 года и по сей день монастырь «поднялся» на пятое место, и таким образом имеет право на протэпистасию в Священном Киноте каждый пятый год. В ХVI веке по экономическим причинам монастырь стал идиоритмическим, оставаясь таковым до 1616 года. Это же положение имело место и в середине XVIII века. Наконец, с 1805 года в монастыре окончательно утвердился общежительный образ жизни, в связи с чем был дан и соответствующий сигилл патриарха Каллиника V.
В настоящее время монастырь насчитывает около 60 монахов, проживающих как на территории монастыря, так и за его пределами.
Предание.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Мировлитиса (Мироточащая) — одна из главных святынь обители — считается одной из семидесяти, принадлежавших св. апостолу и евангелисту Луке. Более того, существует мнение, что он же сам — ее автор. При написании этого святого образа использована старинная техника воска и мастики.
По преданию, в ходе осады арабами Константинополя в 626 г. именно эта икона была обнесена Патриархом Сергием (или одним их его епископов) вокруг городских стен. В ходе освобождения Константинополя от крестоносцев она же сопутствовала армии правителя Михаила VIII Палеолога. А в дар монастырю — в честь его основания — икона была принесена императором Алексеем III Трапезундским (1337-1390гг.).
В 1592 г. икона была похищена пиратами, но им пришлось возвратить ее в монастырь из-за сильной бури, разразившейся на море. В 1767 г. икона вновь была украдена, на этот раз разбойниками из Далмации. Их поймали греческие пастухи, отняли святой образ и передали его жителям острова Скопелос. Островитяне вначале не желали отдавать икону, однако затем, когда в их землях разразилась эпидемия, они поняли, что образ несомненно следует вернуть. Так Матерь Божия указывала нечестивым людям, где Ее истинная обитель на Земле.
Каждый день перед иконой читается Акафист Пресвятой Богородице.