о.Андрей, недавно Вы совершили паломническую поездку на Святую Гору Афон – то место на планете, где человек обретает веру в помощь Божью, где она становится сильнее, где люди становятся ближе к Богу и где молитва, возносимая к Господу, становится настоящим криком души. Могли бы Вы поделиться своими впечатлениями и ощущениями от этой поездки? Как повлиял Афон на Вас, какие чувства переполняли Вас и Ваших спутников?

— Разве возможно словами рассказать о том, что нельзя потрогать руками, как поведать о том, о чем свидетельствует и чем пропитан на Святой Горе каждый камушек, каждый листик, каждый вдох чистого горного воздуха?  Разве можно словами изобразить действие Духа Святого? Скажу лишь, что там Господь сподобляет человека почувствовать Его благодатное прикосновение…

И если попытаться описать все пережитое и виденное, то скорее всего подошло бы слово – неотмирность. Здесь все другое – люди, воздух, вода, деревья, храмы… и даже само время! Ведь живут здесь, как и тысячу лет тому назад, по византийскому времени. Очень, кстати, логичному, и полночь здесь тогда, когда солнце скрывается за горизонтом. А при взгляде на развивающиеся над каждым монастырём флаги — греческий и византийский (времён Палеологов), еще больше утверждаешься в своём мнении.

Провиденциально случилось так, что вся наша группа состояла из людей интеллектуальных, интеллигентных, и, главное, глубоко и трезво верующих. Ведь успешность пути исчисляется на половину тем, каковы были твои спутники. А спутники в этом паломничестве были выше всяческих похвал! Вся поездка прошла, как-бы, под лозунгом – «едиными усты и единым сердцем». Вместе мы преодолевали, помогая друг-другу, крутые горные перевалы по скалистым тропам Афона, вместе молились, трапезничали… Как единая христианская община. Группу возглавлял прот.Максим (Волынец). Был в нашей общине даже свой архидиакон — о.Константин Гуменюк.

Вне всякого сомнения, Афон оказал и оказывает до сих пор колоссальное влияние на каждого из нас. У кого-то исцелились духовные болезни, у кого-то  физиологические. Вот и я, по грехам моим, не отличаясь хорошим здоровьем, в том числе и сердечно-сосудистой системы. Но помощью Божьей Матери, довелось преодолевать, такие подъемы и почти горизонтальные скалы, о коих помыслить даже не мог в самых смелых мечтах.  Но самое главное, мне кажется — каждый получил даже много больше того, на что рассчитывал изначально – мира душевного, теплоты духовной, благодати. Подтверждением этому может служить тот факт, что каждый из нас покидая Святую Гору, имел желание всенепременно сюда еще вернуться.

         Вы говорите, что Афон ни с чем нельзя сравнить, это совершенно отдельный мир. Но это и мир контрастов. С одной стороны, — это общество людей довольно изолированных от цивилизации, с другой – монахи, читающие молитвы с карманных компьютеров. Расскажите о быте афонских монахов.

— Да, со стороны может показаться, что это мир контрастов. На самом деле абсолютно вся жизнь и быт обитателей находится здесь в удивительной гармонии. Ведь все — и молитва, и слова, и, что не маловажно, дела, абсолютно всё направлено здесь к высшей цели – усердному служению Богу и ближним. Здесь улыбаются друг другу не улыбками менеджеров по продаже, а лучезарной улыбкой исполненной любви и доброжелательности к ближнему. Правильные эмоции, правильное мировоззрение ведут к правильному отношению ко всему и ко всем – православному отношению. Здесь все находит только правильное применение – если это нож, то он режет хлеб, если это микрокомпьютер, то он лишь для того, чтоб читать с него молитвы или святоотеческую литературу.   И потому монаха, лихо ведущего монастырский внедорожник по горному серпантину (часто только так и возможно добраться в некоторые обители Афона),  и инока в ветхой одежде с котомкой за плечами, в которой лежит ноутбук, воспринимаешь вполне адекватно. Ведь многие Афонские обитатели ведут активную богословскую деятельность (в том числе и в интернете) – пишут богословские труды, наставления своим духовным чадам в миру. И даже, наоборот, — многие приезжающие сюда убеждаются, что это именно они дикари и не умеют обращаться правильно со многими предметами, вещами, понятиями, в сравнении с жителями Святой Горы.

Сама Пресвятая Богородица стала Хранительницей Афонской Горы, она не раз спасала здешние монастыри и их обитателей от врагов, голода, пожаров, разорения… На Святой Горе неисчислимое количество икон Божьей Матери. Особенно же славу имеет Иверская. Но существует предание о том, что в последние времена икона покинет Афон.

— Да, действительно, Иверская икона — это нечто особенное в жизни каждого святогорца. Даже мы, паломники, почувствовали это, и за время нашего пребывания посетили Иверский монастырь, где в часовне и находиться икона, два раза, чтобы поклонится этой всеправославной­ святыне. На Святой Горе никто не сомневается в том, что когда Всесвятая Вратарница оставит Афон, то он прекратит своё существование. Это событие будет знаменовать, что близок и конец всей жизни на Земле. Один из иноков монастыря рассказал нам, что каждое утро с великим трепетом ключник отпирает часовню, где находится икона, переживая – здесь ли она.

         Святая Гора Афон знаменита своими обителями. Расскажите немножко об истории Афона. Очень бы хотелось узнать в частности о Свято-Пантелеимоновском монастыре. Какие монастыри поселили Вы и чем они Вас впечатлили?

— Собственно, начало истории христианского Афона положила Сама Божья Матерь. Это случилось в I веке, когда вместе с Иоанном Богословом, Она путешествовала, по приглашению Лазаря Четверодневного (тогда уже епископа Критского),  на остров Крит. Но промыслом Божьим их судно было отнесено бурей к острову Афон. Когда Пресвятая Дева ступила на этот остров Она произнесла: «Место сие да будет Моим жребием… Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу». Упоминание же о первых иноках поселившихся здесь относится к IV веку.

На Афоне уже многие сотни лет остается неизменным количество монастырей — их 20 – русские, болгарские, румынские, грузинские, сербские ну и, конечно же, греческие. Каждому монастырю принадлежит еще и бесчисленное множество келий, калив, скитов, исихастирий.

Господь сподобил нас побывать в 14 монастырях Святой Горы. Каждый из этих монастырей имеет свою древнюю историю. И каждый из них словно драгоценный камень блистает своей индивидуальностью в оправе Афонской духовности. Каждый имеет свою харизму и архитектурную особенность. Но все они подобны друг другу в строгости жизни насельников, в гостеприимстве, и в строжайшем и неукоснительном следовании уставу.

Конечно же, для каждого нашего паломника особое место занимает Свято-Пантелеимонов монастырь. Это как кусочек старой Руси. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»… На стене в архондарике висит портрет императора Николая II, причем, висит скорее всего, еще с тех давних, дореволюционных лет, его здесь не снимали. Старинная мебель, звонок архондарничего, переживший не одну сотню лет, которым он сообщал паломникам  о том, что «время сотворити Господеви» т.е. пора идти на службу. Здесь все по-русски, вернее по — старорусски. И человек, приехавши казалось бы с Руси, оказывается, находит её только здесь – где все еще слово Русь является синонимом слова Православие.

Под большим впечатлением остался я и от монастыря Симонапетра. Это нечто особенное – этот монастырь располагается на высоте 330м на скалистой горной цепи, причем он не просто располагается там, он как-бы вырастает из этих скал, гармонично вписываясь даже архитектурно в общий скалисто-морской пейзаж. Кстати, в этом монастыре находится десная рука Марии Магдалины, которая, вот уже почти 2000 лет, не только пребывает нетленной, но и сохранила теплоту человеческого тела!

         Разрешают ли мирскому человеку жить на Афоне более длительно, чем на время паломнической поездки? Если да, то где он будет жить, питаться?

— Время пребывания на Афоне регламентируется двумя важными разрешающими документами – «шенгенской визой»(ведь Афон территориально – это часть государства Греция) и Диамонитирионом – это своеобразная «виза» Святой Горы. В Диамонитирионе указывается время, в течении которого паломник имеет намерение остаться на Афоне. И, конечно же, нужно являть послушание пред взятыми на себя обязанностями и не нарушать установленные сроки. Тем более, что, в случае, если позволяют сроки «шенгенской визы», то Диамонитирион можно продлить на самом Афоне. С Афона никто не гонит. В принимающем монастыре можно прожить стандартно одну неделю, путешествуя по обителям, или же, неся послушание и молясь на месте. После семи дней можно останавливаться в любом монастыре на одну ночь, в каждой обители принимают радушно – покормят и предоставят место для ночлега. Довелось встретить несколько человек, которые живут на Афоне таким образом уже по нескольку месяцев.

         Расскажите пожалуйста — есть ли отличия в богослужениях, уставе?

— Есть и очень разительные! И, прежде всего, в том, что на Святой Горе этот устав соблюдается самым неукоснительным образом – и в букве, и в духе. Абсолютно отсутствуют сокращения или умаления, так же как и своеволия или добавления. Доставило массу духовного восторга таинства исповеди и причастия. Кроме того, что в таком святом месте к ним подходишь совершенно с особыми трепетными чувствами, есть ещё один любопытный нюанс. Любому священнослужителю не Константинопольского Патриархата служить и причащаться в алтаре разрешается только с персонального благословения самого Вселенского Патриарха. Потому всё священство-паломники причащаются на Афоне вместе с монахами и мирскими у амвона. Признаться, было очень необычно за последние 17 лет, впервые, причаститься таким образом.

         Где-то я прочла, что 21 августа 1903 года во время раздачи милостыни в Свято-Пантелеимоновом монастыре инок Гавриил сделал снимок и на фотографии, к величайшему удивлению, проявился образ Богородицы, смиренно получавшей кусочек хлеба.

— Да, все верно. Об этом событии даже есть запись в монастырских книгах. И более того благодаря этому неординарному событию появилась новая икона Божьей Матери, она так и называется — «Образ Божией Матери Светописанный». Сама икона — это ни что иное, как точная копия фотографии сделанной иноком Гавриилом. Сейчас этот образ увеличенный во много раз висит на том самом месте, где произошло это чудное явление, – с левой стороны  от врат Свято-Пантелеимоновского монастыря.

         Позвольте выразить Вам благодарность за нашу беседу. И в конце её прошу дать совет будущим паломникам святой Горы Афонской. Как подготовиться к поездке и в духовном и в бытовом аспектах (связь, фото и видеосъемка, одежда, таможенные правила)? Спаси Вас Господи.

— Самое важное, что хотелось бы порекомендовать – это уповать на волю Божью и молить Игуменью Афонскую, дабы она благословила и помогла побывать в Её земном уделе. Все остальное Господь Сам управит.

Стоит не забывать, что на Афоне запрещена видеосъемка (совсем). Фотосъёмка разрешена, но только не внутри самих монастырей. Что касается связи, то при возможности лучше вообще её лишиться на период паломничества, чтобы никто не мешал молится и наслаждаться духовным величием Святой Горы. Но если такой возможности нет, то можно общаться в роуминге по своим обычным номерам мобильных телефонов.

Летом на Афоне довольно жарко – до +45°С, поэтому, если в планах есть пешие путешествия по Афону, а тем более по горам, то лучше выбрать для жителей наших широт иное время года. Очень красиво весной, осенью. Благослови и помоги Вам Господи, дорогие читатели воплотить в жизнь все свои богодухновенные мечты. И всем кто мечтает о Афоне, побывать там!

Благодарю Вас Лариса, за нашу беседу, которая помогла мне еще раз окунуться, пускай и в воспоминаниях, в мир духовности, чистоты, неимоверно красивой природы, и столь же недосягаемо высокой духовности — в мир Афонской Горы.

Интервью с редактором «ТроїцькогоВісника»

прот. Андреем  Яковец  вела

 Лариса Рыльская.