Осн. в 1345 г., престольный праздник 6/19 декабря,
в день свт. Николая Чудотворца.Игумен: архим. Георгий.
Тел. (30-377) 23218, 23669, 23670. Факс (30-377) 23671.
Григориев монастырь стоит на прибрежных скалах на юго-западной стороне Афонского полуострова. Он находится между Симонопетровым и Дионисиевым монастырями и посвящен Святому Николаю (праздник – 6 декабря).
Монастырь был построен в XIV веке на своем нынешнем месте. Что находилось здесь ранее, неизвестно. Нет достоверных сведений и об основателе монастыря. Обычно, причем зачастую с некоторым смешением, упоминают о двух Григориях – Григории Синайском и Григории «из сирийцев». Мы считаем, что ктиторами и основателями монастыря следует считать их обоих – Григория Синайского, который собрал в здешних местах первую монашескую братию, и Григория «из сирийцев», который установил для этой братии определенные порядки и построил монастырь в его известном в настоящее время виде.
Однако кроме этих двух лиц, современные исследователи стали уделять внимание и третьему, считая основателем монастыря Григория Синайского Младшего, ученика вышеупомянутого Григория. мощи которого хранятся в Сербии.
Первые официальные упоминания о монастыре содержатся в документах 1347 и 1348 годов, в которых соответственно содержатся имена двух его первых настоятелей – Каллистрата и Каллиста, а затем – в Третьем Уставе Святой Горы (1394), где он занимает двадцать третье место среди всех существовавших в те времена монастырей. Кроме того, упоминание о монастыре содержится в акте, современном вышеуказанным документам, в котором говорится о Зографовом монастыре и который был подписан настоятелем Аверкием Григориатом. Из всего этого нетрудно сделать вывод, что сведения об истории монастыря в течение двух первых веков его существования весьма немногочисленны и отрывочны.
Известный русский путешественник XVIII века Г. Барский, говоря об утерянных хрисовулах монастыря, сообщает, что в 1500 году монастырь был восстановлен из развалин молдавским господарем Стефаном после того, как был покинут в 1497 году по неизвестной причине, а также что монастырь посетил известный своей благочестивой жизнью монах Спиридон. А из документов 1513 года мы узнаем, что бо́льшая часть монастыря была разрушена в результате нашествий агарян.
Впоследствии молдавские господари неоднократно посылают монастырю дары вплоть до 1720 года, в соответствии с хрисовулами, которые приводит вышеупомянутый путешественник. Кроме того, из других источников известно, что правители придунайских стран оказывали покровительство монастырю до начала XIX века.
Г. Барский сообщает, что Григориев монастырь был самым малым изо всех монастырей, имел вид высокой башни в три или четыре этажа и располагал купольным собором, 4 часовнями, трапезной, складскими помещениями, кухней, архонтариком, больницей и 80 монашескими кельями. Кроме того, Г. Барский сообщает о замечательных произведениях искусства, регалиях, и большом числе документов, которые сгорели во время страшного пожара, снова разрушившего монастырь в 1761 году, после чего уцелело только несколько хранившихся в монастыре святых мощей.
Затем монастырь некоторое время лежал в развалинах, пока его вновь не был восстановил от основания известный ризничий Иоаким Акарнан, благодаря пожертвованиям, полученным от султана и правителей придунайских княжеств. Иоаким Акарнан был здесь монахом с 1740 года, однако для большего уединения и аскезы поселился в ските Святой Анны. По настоятельным просьбам многих братьев Григориева монастыря Иоаким возвратился оттуда и принялся за великое дело восстановления монастыря, которое было завершено в 1783 году благодаря неустанным стараниям самого Иоакима и помощи молдавских господарей, а также митрополита Угровлахии Григория и многих фанариотов. Став новым ктитором монастыря, Иоаким построил его опять-таки небольшим по площади, однако всячески украсил.
В конце XIX века настоятель монастыря Симеон из Триполиса расширил западное крыло за счет новых построек. Тогда были сооружены архонтарик и некоторые из монашеских келий (1892), а также мраморное предвратие монастыря (1896). После этих и некоторых других пристроек монастырь увеличил свою площадь почти вдвое и приобрел свой нынешний вид.
Собор монастыря, посвященный памяти Святого Николая, начал строить Иоаким по образцу других афонских соборов. Фресками собор расписали в 1779 году живописцы Гавриил и Григорий из Кастории, о чем свидетельствует надпись справа от входа. Позднее, в 1846 году, когда настоятелем монастыря был Неофит, был построен и украшен фресками нартекс. Особо ценным считается резной деревянный иконостас храма с богатым декором и большим числом изображений, представляющих сцены преимущественно из Ветхого Завета.
В этом центральном храме монастыря хранятся многие регалии и переносные иконы, наиболее значительными из которых являются одна икона Святого Николая и две Богородицы – Млекопитательницы и Всецарицы. Последняя из них, уцелевшая после многочисленных пожаров, была посвящена в монастырь, согласно надписи на ней, в конце XV века Марией Палеолог, матерью господаря Богдана.
Кроме собора, Григориев монастырь располагает следующими 10 часовнями на своей территории и за ее пределами: Святой Анастасии Римской (1775), Преподобного Григория Ктитора (1851), Богородицы и Святого Димитрия (ХVIП век), Всех Святых на кладбище (построена в 1724 году, расписана фресками в 1739 году), Святого Модеста на монастырской пристани (XIX век), Святого Трифона и Пророка Ильи (более поздняя). Кроме того, монастырю принадлежат три кафизмы: Богородицы (XVIII век) и Всех Святых Отцов Афонских (XIX век) близ монастыря и Святого Иоанна Богослова выше, в лесу.
В Карее монастырь располагает 4 кельями – Сретения (Иосафеи), Святых Бессребреников (Пахомеи), Святого Трифона, где находится представитель монастыря в Киноте, и Святого Афанасия.
Трапезная примыкает к южной стороне монастыря, ниже собора. Она была построена вместе с другими зданиями после пожара во второй половине XVIII века.
Из множества хранящихся в монастыре сокровищ следует отметить часть Животворящего Древа Креста Господня и мощи многих святых (ноги и правая ладонь Святой Анастасии и др.), две златотканые плащаницы, старинные ризы и церковную утварь, кресты, драгоценные оклады Евангелий и много других священных предметов.
Монастырская библиотека после большого пожара кажется ныне бедной. Однако она хорошо организована. Библиотека находится в небольшом сводчатом помещении на западной стороне и насчитывает в общей сложности 297 рукописей, 11 из которых – пергаментные, причем некоторые из них иллюстрированные. Здесь хранится единственная в мире рукопись «Пастыря Гермы» (6 листов), 3 листа из которой, к сожалению, похитил и увез в Лейпциг контрабандист древностей Симонидис. Кроме того, библиотека насчитывает около 6000 печатных книг, среди которых есть ряд ценных археотипов и палеотипов.
Кроме рукописей и печатных книг, в монастыре хранится также много интересных документов, сигиллов, кировулов, фирманов и т.п. Самые ранние из них – турецкий сурет 1429 года и турецкий вакуфнамэ 1561 года.
С 1574 года Григориев монастырь занимает семнадцатое место в иерархическом ряду 20 афонских монастырей и является общежительным с 1840 года. Здесь проживает в общей сложности около 70 монахов.
Предание.
Одной из главных святынь монастыря по праву считается икона Богородицы «Всецарица», именуемая также «Палеологина». Названа она так потому, что принесла ее в дар обители приблизительно в 1500 году молдавская государыня Мария Палеолог (через своего супруга, господаря Стефана). Это подтверждается сохранившимся на иконе посвящением:«Приношение госпожи Марии Ассасины Палеолог, Правительницы Молдовлахии».
Эта святыня пережила, оставшись целой и невредимой, два страшных пожара. Она буквально выходила живой из огня — ибо кругом горело всё. Такие чудеса способствовали тому, что святыня пребывает на своем исконном месте — в левом киоте монастырского собора — и в наше время.