Осн. в 1257 г., престольный праздник 25 декабря/7 января, в день Рождества Христова, и 22 июля/4 августа, в день св. Марии Магдалины. Игумен: архим. Эмилиан. Тел. (30-377) 23254. Факс (30-377) 23722.
Семиэтажный Симонопетров монастырь – самое смелое в архитектурном плане сооружение Афона, чудо монастырского зодчества. Он стоит в буквальном смысле пригвожденный к крутой башнеобразной скале, с величественным видом обращенный к обычно спокойному морю у юго-западной стороны полуострова. Монастырским праздником является Рождество Христово (25 декабря) в память о видении его основателя.
Основателем монастыря был Преподобный Симон, живший на Афоне приблизительно в середине ХIII века. Этот святой жил отшельником вблизи этих мест и однажды, в ночь Рождества Христова увидел на скале сияние, ведомый которым пришел сюда и стал строить монастырь. В этом трудном деле Симону помогали и другие монахи, прибывшие уединиться от мира вблизи святого, причем некоторые из них пожертвовали для этой цели своим состоянием. Однако согласно преданию, рассказывающему о сооружении монастыря, первые сподвижники Симона по мере того, как постройка росла вверх, стали испытывать страх и, наконец, решили уйти, оставив дело завершенным только наполовину.
Поначалу монастырь был назван Симоном «Новый Вифлеем», однако затем он получил нынешнее название в честь своего основателя и скалы (petra), на которой он стоит.
Первые постройки были созданы благодаря сделанному в 1362 году благородному пожертвованию сербского краля Иоанна Углеша, который в соответствии со своим хрисовулом направил сюда эпистата Евфимия с многочисленными дарами и материальными средствами для завершения монастыря. Так, благодаря этому и другим пожертвованиям в истории монастыря начался период подъема. В Третьем Уставе Святой Горы (1394) монастырь занимает двадцать третье место среди монастырей. Он в располагает несколькими подворьями в разных местах за пределами Афона.
Однако затем подъем монастыря был прерван в силу ряда неблагоприятных событий. В 1581 году произошел пожар, разрушивший монастырь целиком вместе с его архивом, а после восстановления монастырь сгорел вторично в 1626 году. Таким образом, как и следовало ожидать, монастырь оказался в весьма тяжелом материальном положении и по этой причине в конце XVII века был вынужден стать идиоритмическим. Однако положение не изменилось, и упадок монастыря продолжался, приведя на этот раз к почти полному запустению. К счастью для монастыря, в 1762 году сюда вместе с другими монахами прибыл сербский иеромонах Паисий Величковский, который, хотя и прожил здесь непродолжительное время, оказал монастырю существенную помощь. Значительную заботу о монастыре проявил и Иосафат из Митилены, собрав средства из различных источников и приобретя для монастыря левую руку Святой Магдалины, которая находится здесь до сих пор.
Благодаря этим усилиям, монастырю удалось несколько преодолеть кризис, и в соответствии с указом патриарха Каллиника (1801) он снова стал общежительным.
В годы Национально-освободительной войны в Симонопетровом, как и в других монастырях, оставались лишь немногие монахи, так что на некоторое время он вообще был закрыт.
В конце XIX века (28 мая 1891 года) произошел еще более страшный пожар, в результате которого монастырь сгорел целиком вместе с собором и библиотекой, а самим монахам удалось спастись только в последний момент, выйдя через какое-то отверстие и взяв с собой святые реликвии. На этот раз монастырь был восстановлен благодаря пожертвованиям, собранным в России, причем была пристроена также новая семиэтажная сторона, которую начали строить в 1864 году при настоятеле Неофите.
Монастырский собор, посвященный Рождеству Христову, был построен после последнего пожара и выглядит совсем небольшим. В настоящее время фресковой живописи он не имеет. Собор находится примерно в центре тесного двора, а его нартекс встроен в западное крыло келий.
Монастырь имеет также много часовен. На территории монастыря находятся 4 часовни – Святого Георгия, Святой Марии Магдалины, Святого Харлампия и Архангельская (все часовни без фресок), а за пределами его территории еще 11 часовен – на кладбище, на пристани и в различных экзартимах – кельях и кафизмах. Многие из них сгорели во время большого пожара на Афоне в августе 1990 года.
Монастырю принадлежит также 5 келий на территории Кареи, из которых келья Всех Святых является его представительством, а также другие здания в Карее и Дафне, которые монастырь арендует у различных учреждений и частных лиц. Наконец, за пределами Афона монастырь располагает следующими подворьями – Вознесенским в Афинах, Святого Харлампия в Салониках, Преображенским в Ормилии на Халкидике, Святого Артемия и Святого Антипа на Сифносе и Богородицы Триги на Лемносе.
Что касается регалий, Симонопетров монастырь не представляется особенно богатым, однако располагает частью Животворящего Древа Креста Господня, реликвиями ряда святых, в том числе рукой Святой Магдалины и Святого Дионисия Закинфского, святыми ризами и ритуальной утварью, крестами, медальонами, драгоценными окладями Евангелий, переносными иконами и др.
Библиотека была весьма богата до последнего пожара 1891 года. Она располагала многими, в том числе и весьма ценными рукописями, которые незадолго перед тем внес в перечень С. Ламброс. В настоящее время монастырь располагает 123 более поздними рукописями в ризнице, а также довольно большим числом печатных книг в другом помещении.
Симонопетров монастырь придерживается общежительной системы жизни и управления и занимает тринадцатое место среди афонских монастырей. В настоящее время монастырь переживает период подъема, в нем проживает в общей сложности около 100 монахов.
Предание.
Монастырь был основан в XIII веке св. Симоном, давшим ему наименование «Новый Вифлеем».
Святой Симон вел отшельническую жизнь. Пребывая в непрестанной молитве, он часто видел над ближней скалой очень яркую, крупную звезду. Наблюдал он ее около двух лет. Звезда то пропадала из виду, то вновь сверкала в ночной тьме. Инок ощутил: это светило открывает ему Божию волю, и на скале должен быть возведен монастырь.
Благочестивый отшельник вызывал у окружающих большое уважение, поэтому в добровольцах на строительство не было недостатка. Но на высоте работать всегда трудно, а строительство постепенно приближалось к краю скалы. Монахам становилось все сложнее. Но тут им помогла Сама Царица Небесная.
Однажды святой Симон попросил юношу по имени Исайя, своего келейника, отнести работавшей братии вина. Случилось страшное: он сорвался со скалы. Святой Симон не успел схватить его, хотя стоял неподалеку. Но он успел воззвать к Небесной Заступнице о спасении молодого монаха. Что же произошло дальше?
Отец Симон, скорбя, попросил иноков спуститься вниз и принести тело Исайи. Они вскоре вернулись… с ним, живым и невредимым, даже не пролившим вино! Несомненно, Сама Пресвятая Богородица помогает нам в трудах, и с нами ничего не случится, — решили иноки и продолжили строительство, которое вскоре было успешно окончено. С тех пор это место именуют «Симонопетр» («камень Симона»), памятуя о твердой, подобно камню, вере основателя монастыря.
А явление звезды, открывшей святому Симону Божию волю, навело его на мысль о Вифлеемской звезде, и обитель была освящена в честь Рождества Христова.