Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца. Игумен: архим. Тихон. Тел. и факс (30-377) 23255.
Ставроникита
Ставроникитский монастырь стоит на площадке скалы у моря, приблизительно посредине северо-восточного побережья полуострова, между Иверским и Пантократоровым монастырями. От Кареи сюда можно дойти примерно за полутора часа. Монастырь отмечает праздник Святого Николая (6 декабря).
Нынешнее название монастыря, согласно одной из афонских традиций, возникло в результате соединения имен двух монахов – Ставра и Никиты, которые прежде, чем начать строительство монастыря, проживали соответственно в двух кельях в здешних местах. Другая традиция считает основателем монастыря некоего Никифора Ставроникиту, военачальника императора Иоанна Цимисхия, который и оставил монастырю свое имя. Наконец, ответ на вопрос о названии монастыря претендует дать и третья версия, согласно которой монастырь был построен патрикием Никитой, который праздновал свои именины 15 сентября, т.е. на следующий день после Воздвижения Честного Креста (14 сентября): в результате соединения слова «крест» (stauros) и имени ктитора и возникло название монастыря.
Ставроникита
Однако кроме этого названия, которое стало преобладающим в настоящее время, в старинных документах монастырь называется также монастырем Богородицы, а еще чаще Стравоникитским, что может быть либо изначальным вариантом, либо искажением нынешнего названия. Однако ни в коем случае не верно название «Харитонов», как полагают некоторые, относя последнее к XIV веку, поскольку известно, что в те времена так назывался только Кутлумушев монастырь в честь носившего это имя его деятельного настоятеля, о чем уже говорилось в соответствующем месте.
Из вышесказанного следует, что основание монастыря теряется в сообщениях множества разных традиции. Однако из документа прота Никифора (1012) явствует, что старинный монастырь с таким названием существовал, по крайней мере, с начала XI века. Этот, а также три других, почти современных ему документа в числе других подписал «Никифор, монах Стравоникиты», а энклитическое послание Павла Ксиропотамского (1016) подписывает то же лицо, но как монах «Ставроникиты» – вариант, получивши1 преобладание вплоть до настоящего времени. Эти, а также другие, последующие письменные свидетельства подтверждают точку зрения, согласно которой Ставроникитский монастырь, несомненно, был в числе множества афонских монастырей, которые были основаны уже в первые годы организованной монашеской жизни на Афоне.
Ставроникита
Этот первый период истории монастыря, который жил тогда обычной жизнью, продолжался до XII или начала XIII века, когда монастырь пришел в полное запустение, как и множество других афонских монастырей. Причинами этого запустения были частые пиратские набеги, имевшие место в различных частях Эгейского моря и в особенности на Афоне, а также последовавшее после IV крестового похода латинское владычество (1204-1261), приведшее к известным последствиям на всей территории империи. Опустевшим в то время монастырем, согласно афонским документам, в течение незначительного времени управлял прот Афона, а затем монастырь принадлежал последовательно Кутлумушеву и Филофеевому монастырям.
Затем Филофеев монастырь продал его в качестве «кафизмы» настоятелю Гиромерийского (Феспротия) монастыря Григорию вместе со всеми постройками и земельными владениями (1533). Соответствующая грамота, данная несколько лет спустя (1536) другом Григория патриархом Константинопольским Иеремией I, снова вернула опустившийся по разряда кельи Ставроникитский монастырь в чин монастыря, и таким образом число афонских монастырей увеличилось с 19 до 20.
Ставроникита
Григорий Гиромерийский (как зачастую называют его документы) вскоре оставил свой собственный монастырь и поселился на Афоне, где всячески заботился о пришедшем в запустение Ставроникитском монастыре, который он окружил стенами, построил много келий и собор. Кроме того, по причине увеличения числа монахов, Григорий позаботился о присоединии к нему опустевшего монидрия Факина, принадлежавшего ранее Пантократорову монастырю.
После смерти Григория (1540) из любви и почтения к нему труд по восстановлению монастыря продолжил сам патриарх Иеремия.
Более подробные сведения о восстановлении монастыря и его положении в это время можно почерпнуть из двух документов Иеремии – в его «Очерке» и в «Завещании». Здесь мы в частности узнаем, что, несмотря на идиоритмию, которая становилась все более распространенным образом жизни в афонских монастырях, Ставроникитский монастырь был основан и действовал как общежительный, причем хорошо организованный монастырь.
В истории монастыря начинается второй период, полный разного рода испытаний, вызванных главным образом материальными трудностями, незначительным числом монахов и двумя большими пожарами.
Ставроникита
Действительно, характерной чертой Ставроникитского монастыря всегда было его довольно ограниченное имущество и незначительное число монахов в сравнении с другими афонскими монастырями. Однако как новосозданному монастырю ему оказывали помощь Священный Кинот, «архонт» Сервопулос (1612), иеромонах Марк (1614), старейшины острова Кеос (1628), супруга Фомы Клада Куртесса (1630), господарь Влахии Александр Гикас (1727-1740) и другие личности, купившие для монастыря на свои средства многие подворья и земельные владения или посылавшие ему деньги и другие дары. Таким образом, монастырь смог существовать все эти годы и в какой-то степени восстановить свои немногочисленные экзартимы, получив в то же время некоторые другие.
Однако разного рода обстоятельства время от времени препятствовали развитию монастыря. Прежде всего таковыми явились непрестанные споры с соседними монастырями и кельями, прежде всего с Кутлумушевым, из-за границ и земельных владений. Кроме того, имели место столь пагубные для афонских монастырей пожары. Один из них, во время которого сгорел весь монастырь, за исключением его официальных документов, имел место в 1607 году, а другой, столь же сильный, – в 1741 году. Однако после этих пожаров монахи проявили значительную активность и смогли, опираясь также на помощь извне, что неоднократно наблюдалось и в истории других монастырей, устранить нанесенный монастырю ущерб. В частности, тогда был реконструирован собор (1628), построен знаменитый водопровод (1680), расширена трапезная (1770), построены часовни Архангельская, Святого Дионисия на кладбище и Святых Пяти Мучеников к северо-западу от монастыря.
Ставроникита
Во время Национально-освободительной войны 1821 года Ставроникитский монастырь, как и весь Афон, подвергся тяжким испытаниям. Материальное состояние монастыря было весьма плачевным по причине чрезмерно высоких долгов и участия монастыря в общенародной борьбе, причем монахи покидали Афон, либо спасаясь от ворвавшихся на его территорию турок, либо оказывая поддержку восставшим в борьбе против захватчиков. Таким образом, Ставроникитский монастырь (как и некоторые другие монастыри) и его подворья в придунайских княжествах и других местах снова пришли в запустение.
Такое положение продолжалось в течение десяти лет, после чего турки ушли с Афона, а его выжившие прежние монахи стали возвращаться сюда.
Однако последующий подъем монастыря был прерван новыми бедствиями, которые сделали напрасными все труды и борьбу прежних лет. Ряд пожаров, обрушившихся на монастырь друг за другом в 1864, 1874 и 1879 годах, нанес серьезный ущерб. Монастырь был восстановлен, однако монахи оказались в тяжелых долгах, что привело впоследствии к упадку монастыря, который снова оказался под опекой Священного Кинота.
Из этого трудного положения монастырю удалось выйти благодаря ее деятельному проистамену Феофилу, бывшему прежде архимандритом Ватопедского монастыря, хотя при этом и не произошло существенных изменений в течение более длительного времени, что имело место только в последние годы, когда монастырь был преобразован в общежительный, причем ликвидация монастыря казалась неминуемой со дня на день.
Что касается строений, Ставроникитский монастырь – самый малый по площади из 20 афонских монастырей. Характерна его высокая зубчатая башня, которая видна издали и кажется вросшей во вход, став непрестанным стражем и дозорным.
Вид на собор монастыря
Монастырский собор, посвященный Святому Николаю, – самый малый из соборов всех афонских монастырей. Он был построен приблизительно в середине XVI века на месте более раннего собора Богородицы и реконструирован в 1627-1628 годах. Нартекс его построен после 1630 года. Собор находится к востоку от очень узкого монастырского двора и располагает очень ценными фресками критской школы, автором которых являются знаменитый живописец Феофан Критский и его сын Симеон (1546). На этих фресках можно видеть также портрет патриарха Иеремии I, который изображен как ктитор с подобием храма в руках. замечательный резной деревянный иконостас храма был создан, согласно содержащейся на нем надписи, в 1743 году, когда настоятелем монастыря был Григорий с Хиоса.
Кроме собора, монастырь располагает несколькими часовнями на своей территории и за ее пределами в экзартимах. Монастырю принадлежат также 33 каливы в селении Капсала и 4 кельи в Карее.
Трапезная встроена в верхний этаж южной стороны и содержит замечательные фрески (по всей вероятности, критской школы).
Ставроникита
Из монастырских регалий следует упомянуть очень интересную мозаичную икону Святого Николая Устричного (устрица впилась в лоб святому, когда он был найден рыбаками в море), которая хранится в соборе, интересный Додекаорт на иконостасе (1546), фрагменты святых реликвий, старинные священные ризы, церковную утварь и др.
Библиотека располагается в помещении нижнего этажа собора и содержит 171 рукопись, 58 из которых, а также 3 литургических свитка написаны на пергаменте. Из рукописей выделяются некоторые иллюстрированные (напр., №№ 43, 50, 56 и др.) с богатым декором. Кроме того, здесь есть значительное число печатных книг.
Ставроникитский монастырь – первый монастырь, изменивший образ жизни в последние годы, став из идиоритмическоro общежительным, чему последовали и другие монастыри. Монастырь насчитывает около 50 монахов, которые проживают на его территории и за ее пределами, и занимает пятнадцатое место в иерархии 20 афонских монастырей.
Предание
Икона святителя Николая Чудотворца «Стриедас»
В монастыре хранится одна удивительная святыня — чудотворная мозаичная икона святителя Николая Чудотворца «Стриедас» (по-гречески «Раковина»). После восстановления монастыря настоятелем Григорием некий рыбак выловил в море своею сетью этот святой образ, на котором (на челе святителя) он обнаружил приросшую крупную устричную раковину.
Предание гласит, что в море икону бросили в IX веке иконоборцы. Следовательно, она пролежала там невредимой более семисот лет! Из моря ее достали в прекрасном состоянии, но после того как от нее отделили раковину, на челе святого Николая осталась глубокая кровоточащая (будто на живом теле) язва. Раковину отдали Патриарху Иеремии. Он велел сделать из половины ее раковины богослужебное блюдо, предназначенное для богородичной просфоры, а из второй половины была изготовлена и впоследствии преподнесена в дар Патриарху всея Руси Иову панагия с изображением Вознесения Господня.
Дар этот Иов получил после Собора в Константинополе, на котором было принято решение возвести митрополита Московского в Патриаршее достоинство. Панагия передавалась Патриархами всея Руси из поколение в поколение, но в годы революционного лихолетья в России ее следы теряются.