С недавнего времени и наши православные паломники стали открывать для себя Иорданию как древнюю Святую Землю, по которой ступали великие ветхозаветные пророки и Господь наш Иисус Христос.
Географическое и климатическое положение этой земли особенное. Долина реки Иордан находится на 400 метров ниже уровня моря, что является самой нижней точкой на земной поверхности в масштабах всей планеты.
Благодаря своему уникальному геологическому положению, долина является настоящим естественным парником, существующим в режиме регулярной подпитки обогащенными минералами водами, непрерывно стекающими сюда со склонов расположенных по обеим сторон долины равнин и плоскогорий.
С незапамятных времён долина реки Иордан является одной из самых плодородных областей на всём Ближнем и Среднем Востоке. По преданию с этим местом связывают местонахождение первозданного рая. И сейчас природа этой земли хранит на себе веяние благословения Божиего.
На всём протяжении благословенной долины в глаза бросаются яркие краски безудержно цветущей жизни. В любое время года, и особенно весной, проезжающих по этим землям путешественников восхитят изумрудный блеск густых дружных всходов на полях, радужные переливы фруктовых садов и сочная зелень овощных грядок. Недаром с доисторических времен (эпохи неолита) эта земля была одним из самых древних обиталищ потомков Адама.
Почти каждый клочок земли Иордании хранит память о многовековой человеческой истории. Благодаря кропотливой работе археологов на территории Иордании открыты для обозрения несколько древних античных городов. Мировой паломнической жемчужиной среди них является город, высеченный в скале, который носит для каждого христианина знакомое название Петра, – «На сем камне созижду церковь Мою». Для верующих паломников этот нежилой ныне город предстает, как символический образ, изображенный в писаниях древнего автора – пастыря Ерма. На скале, в скале, из множества гробниц, келий и отдельных человеческих жилищ от каменного основания высоко вверх созидается этот град.
Решающим для того неизгладимого впечатления, которое Петра производит на всех приближающихся к ней путешественников, оказывается то, что дорога к городу проходит по глубокому и узкому ущелью, почти трещине в горе, возникшей здесь в результате доисторического землетрясения. Шаг за шагом, продвигаясь между отвесными стенами, возносящимися на восьмидесятиметровую высоту, вы рассматриваете высеченные на стенах ущелья надписи на древних языках. С определённого момента начинает казаться, что это блуждание по лабиринту будет бесконечным, – и в тот же миг ущелье внезапно обрывается и перед Вами распахивается величественная перспектива Петры.
Первая легендарная достопримечательность Петры, один из знаменитейших её монументов с говорящим названием Сокровище, расположен как раз на выходе из ущелья. Возносящийся ввысь, подобно тысячам башен, фасад представляет собой тончайшее переплетение нанизанных на позвоночники колонн, словно нервы города, многочисленных ниш гробовых и жилых камер, многоэтажных створок и лесенок, сложных перегородок и гармонически повторяющих друг друга стен сотен и сотен более мелких фасадов, из которых, словно из множества фасеточных отражений, складывается общий рисунок или отпечаток единого гигантского образа города на почти отвесных камнях.
Если вы попадете в Петру на восходе солнца или при закате, – а именно в это время советуют посещать древний город опытные гиды, – ощущение того, что перед вами не творение рук человеческих, а скорее воплотившееся видение пастыря Ермы, еще более усиливается.
И этому впечатлению вовсе не мешает нехристианская история города, построенного набатеями, – трудолюбивым арабским племенем, населявшем южную Иорданию более 2000 лет назад и позднее завоеванного римским императором Трояном.
В хитросплетениях построек Петры сохранились и два святых для каждого христианина места – скромная усыпальница пророка Аарона, брата Моисея, сооружённая в XIII веке Мамлюком Султаном на вершине одной из здешних гор в горной цепи Шара, также носящей имя Аарона, а также воздвигнутый в V–VI веке громадный монастырь Деир.
Ещё один древний античный город, обнаруженный в долине Иордана, носит название Джераш. В отличие от Петры, он производит впечатление вполне рукотворного творения. Город хранит в себе память о нескольких этапах освоения этой земли. В условиях благодатной природы этих мест, на щедро орошаемых дождями склонах гор Гищ первые человеческие поселения возникли ещё в эпоху неолита. Остатки этих первых поселений наряду с роскошными руинами позднее возведённых здесь римских и греческих полисов, сменившихся городскими постройками Византии, а затем империи Умейядов, до сих пор поражают воображение гостей Джераша.
Золотой век города, безусловно, пришёлся на эпоху Римского владычества. Сегодня Джераш является одним из лучших среди всех сохранившихся до нынешнего времени образцов провинциального города Римской империи. Великолепие Джераша отчасти обусловлено тем, что в своё время он входил в Декаполис, динамично развивающийся торговый и политический союз десяти крупных греко-римских городов. Когда в 129 году нашей эры император Адриан посетил Джераш, его взорам предстало поистине цветущее поселение. К приезду высокого гостя в Джераше была установлена грандиозная Триумфальная арка, возведение которой стало первым шагом в реализации масштабной программы обустройства Джераша в истинно римском духе.
Сегодня Вы можете воочию наблюдать результаты осуществления этой программы, вступая под своды впечатляющих Южных Ворот и проходя дальше, вверх по склону – по знаменитой «Улице Колонн», главной артерии всех римских городов. В Джераше она протянулась от Овальной Площади перед южными воротами на 600 метров к северу. Время сберегло живое обаяние античного города, где и сегодня невольно ожидаешь, что из-за каждого поворота улицы вот-вот покажется неспешно шествующая толпа одетых в римские тоги горожан, прогуливающихся по пешеходным дорожкам, каменные козырьки и своды над которыми укрывали гуляющих от дождя и ветра. По улочкам Джераша рассеяно множество гениальных произведений античных архитекторов. На руинах многих здешних зданий до сих пор сохранилась резьба и богатые украшения из мрамора и гранита. Прекрасная сохранность этого музея под открытым небом обусловлена, кстати, ещё и тем, что большинство его памятников представляет собой выдающиеся образцы инженерной мысли создателей Джераша.
Кacтpoн Мефаа, современный Умм ар-Расас, – ещё один город с очень древней историей. В Ветхом Завете содержатся упоминания об этой крепости, стены которой возвели римляне, и которую местные христиане украшали мозаиками в византийском стиле ещё целый век после того, как на здешних землях воцарился ислам. Сегодня от знаменитого города в прямоугольнике крепостных стен остались лишь достославные руины. Однако благодаря проведённым в восточной части Умм ар-Расаса раскопкам и восстановительным работам путешественники имеют возможность полюбоваться дремавшими в толще песка, а теперь, спустя века, вновь увидевшими свет церквями и городскими зданиями с изящными лестницами, ведущими под украшенные каменной резьбой арки во внутренние дворики, где когда-то били фонтаны.
Главная местная достопримечательность, однако, расположена за пределами крепостных стен. Это церковь Святого Стефана, одна из самых больших в Иордании, в которой прекрасно сохранился мозаичный пол с традиционным изображением карты Святой Земли, включая пятнадцать крупнейших городов с восточного и западного берегов реки Иордан. Мозаика в церкви Святого Стефана по своим масштабам уступает только самой знаменитой на территории Иордании мозаике храма Святого Георгия в Мадабе.
Менее чем в двух километрах к северу от Умм ар-Расаса находится высочайший изо всех сохранившихся на этих землях античный город, который до сих пор является непостижимой загадкой для специалистов. Дело в том, что эта небольшая крепость, со всех сторон окруженная стеной пятнадцатиметровой высоты, не имеет ни одного прохода внутрь – ни двери, ни ворот, ни лестницы. Кто и как мог жить здесь раньше, учёным всё ещё неясно. Что же касается нынешних времён, то единственными достоверно зафиксированными жителями этого таинственного города являются бесчисленные стаи непуганых птиц.
Святая Земля Иордании неразрывно связана с именами четырех ветхозаветных праведников – Моисеем, Аароном, Лотом и Илией. О месте упокоения Аарона в городе Петра мы уже говорили. Но одним из самых почитаемых паломниками – и православными, и мусульманскими, и иудейскими – является место упокоения пророка Моисея, гора Небо.
В Библии сказано, что Моисею не дано было ступить на Землю обетованную. Но пред смертью он получил от Бога дар – увидеть цель своего «исхода» с вершины высокой горы. На вершине горы Небо в память о пророке Моисее установлена современная копия легендарного посоха Пророка, увенчанного медным змеем, при взгляде на который исцелялись, уязвленные ядовитыми гадами, евреи, шедшие через пустыню в Землю обетованную. Напомним, что змея, обвивающая древко, превратилась со временем в медицинский символ.
В ранневизантийский период на этой священной горе христиане воздвигли маленькую церковь, которая позднее превратилась в крупный храмовый комплекс. В ходе раскопок, проводившихся здесь в течение шестидесяти лет, была открыта базилика храма, а также здания многочисленных служб. С площадки перед храмом распахивается величественный вид на всю долину реки Иордан и Мёртвое море, за которым в брезжащем мареве угадываются крыши Иерусалима и Вифлеема.
Как гласит Предание, Мертвое море возникло на том месте, где некогда стоял город, наименование которого стало нарицательным – Содом. Из этого города, предупрежденный ангелами о том, что за свое нечестие и разврат город будет уничтожен, бежал праведный Лот.
Одним из самых потрясающих археологических открытий, сделанных учёными на территории Иордании, стало открытие убежища Лота неподалёку от современного местечка Сафи. В течение нескольких десятилетий археологи, руководствуясь легендарной мозаичной картой Палестины в Мадабе, на которой было указано это место, продолжали поиски древнего Зоара. Именно здесь, согласно Книге Бытия, Лот с дочерьми нашёл приют в пещере после того, как Господом был разрушен Содом. Пещера находится на горе в непосредственной близости от маленького родника и открывается прямо на Мёртвое море. Источенный ветрами соляной столп, возвышающийся невдалеке, – по преданию тот самый столп, в который превратилась Лотова жена, нарушившая повеление Господа не оглядываться при бегстве из Содома.
Сегодня здесь расположен монастырский комплекс, состоящий, кроме Священной пещеры, из византийской церкви с мозаичным полом, в одной из надписей на которого упоминается имя Лота, а также целого ряда служб, жилых помещений для монахов и паломников и нескольких гробниц. Интересно, что монастырь был основан и действовал здесь задолго до того, как археологи наконец-то набрели в этих местах на свои знаменитые находки, датируемые третьим тысячелетием до Рождества Христова, и утвердились в их подлинности.
Тель ель-Харр – место, откуда Илья Пророк был живым восхищен на небо – тоже находится в Иордании. Оно имеет и другое арабское название: Тель Map Элиас, гора Святого Илии. Здесь как бы оживает поэтическое повествование Библии о том, как появилась на небе огненная колесница, и на нее взошел великий Пророк Божий. А ученик его Елисей просил получить хотя бы часть благодати Илииной, и сброшена была с колесницы милоть Илии, через которую Елисей поручил дар пророчества.
Мы, христиане, свято чтим ветхозаветных праведников, прежде всего как праотцев Господа нашего Иисуса Христа, как тех, кто прообразовывал и подготавливал Его славное пришествие в мир. Потому, ступая по той земле, где несли свои подвиги праотцы, мы ощущаем напряженное ожидание Мессии, которое в их времена осеняло эту благодатную долину.
И именно здесь – на восточном берегу Иордана – Господь впервые явил себя людям, приняв крещение от Иоанна Крестителя. Совсем недавно мы получили радостное известие – место крещения Господа нашего Иисуса Христа отныне принадлежит нашему государству.
Участок на реке Иордан, где более двух тысяч лет назад Иисус Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, Иорданской стороной передан России в бессрочное, безвозмездное пользование. Это первый случай после 1917 года, когда Россия получает в дар землю на Святой Земле. На этом участке возведут православный храм, странноприимный дом для паломников из России и, возможно, духовную миссию. «Иорданские святыни открыты для всех, независимо от вероисповедания и национальности», – сказал высокий гость из России и поблагодарил иорданского короля Абдаллу II за радушный прием.
В Евангелии земли, которыми ныне владеет Иорданское Хашимитское Королевство, названы «областью Десятиградия» или же «Вафанией за Иорданом». Господь здесь часто путешествовал со своими учениками. Некоторые здешние находки являются уникальными в полном смысле слова. Так, чудом сохранившаяся в этих местах до сегодняшнего дня постройка III века нашей эры, идентифицируется специалистами как «молельный дом» первых христиан. Если трактовка учёных верна, обнаруженная ими постройка является древнейшим храмом, или предтечей христианского храма, Также, благодаря изучению местоположения и анализу многочисленных письменных свидетельств христианских паломников, установлено, что пещера, находящаяся на одном из склонов Горы Святого Илии, является той самой пещерой, в которой жил и рядом с которой проповедовал и крестил всех приходящих к нему уверовавших людей Иоанн Предтеча. В ходе недавних раскопок были обнаружены руины церкви, выстроенной над пещерой, и остатки канала, проведённого когда-то прямо в пещеру. Все эти находки теперь открыты для приезжающих на Святую Землю многочисленных паломников.
Ближе к реке Иордан обнаружены ещё четыре византийских церкви и большие купели с внешней (открытой) водопроводной системой. Эти объекты упоминаются в письменных свидетельствах многих православных паломников.
В Иодании обнаружено немало византийских базилик с их богатейшими мозаичными украшениями. В 30 км от столицы государства Аммана находится Мадаба – «город мозаик». Главная его достопримечательность – карта Иерусалима и других святых мест Востока, созданная в VI веке. На этой карте обозначено еще одно место, название которого, так же как название Содома, благодаря гению Ф. М. Достоевского стало нарицательным. Это область Гадара или по-арабски Умм Каис.
Раньше это место имело славу культурного центра не только региона, но и чуть ли не всей Римской империи. Дело в том, что Гадара была родиной нескольких знаменитых античных поэтов и философов, включая Теодоруса, основателя Школы Риторики в Риме. Кто-то из древних поэтов даже назвал Гадару «новыми Афинами».
С тех пор слава города померкла, но и сегодня Умм Каис, расположенный на живописной высоте, с которой открывается потрясающий вид на долину реки Иордан и Галилейское море, по праву гордится своими интереснейшими достопримечательностями, сохранившимися здесь с античных времён – в частности, великолепной колоннадой и руинами двух древних театров.
Но нас, христиан, попавших в Гадару, увлекает не эта языческая древность. На этом месте вспоминается гадаринский бесноватый, которого исцелил Господь, и свиное стадо, вверзнувшееся с кручи в море после того, как в него вошли бесы, и местные жители Гадары, которые после явного чуда жалели только о своем имуществе и просили Господа «выйти от их пределов».
И сейчас с Гадаринской кручи открывается величественный вид на земли сразу трёх государств, что сходятся на севере современной Иордании недалеко от Умм Каисса – Иордании, Сирии и Израиля. А мысленному взору открывается Россия и вспоминаются слова Достоевского о том, что она когда-нибудь, подобно гадаринскому бесноватому, будет исцелена от своих ошибок и «сядет у ног Христа».
Один из путей такого исцеления, просвещения души – паломничество по святым местам, и, особенно, по тому единственному в мире благодатному краю, который издревле называется Святая Земля ».