Ливан в древности

Уже в 3 тысячелетии до н.э. на побережье существовали города-государства, населенные финикийцами мореходами и торговцами. Важнейшими из них были Тир (совр. Сур), Сидон (совр. Сайда), Берит (совр. Бейрут) и Библ, или Библос (совр. Джубейль). В течение почти четырех веков, начиная с 16 в. до н.э. они находились под властью египтян. Финикийцы, особенно после 12 в. до н.э., когда их города-государства обрели независимость, основали множество колоний на побережье Средиземного моря, особенно в Тунисе (в частности, Карфаген), на западе Сицилии, на Сардинии, в южной Испании, Алжире и Марокко.

В 6 в. до н.э. финикийские города-государства были захвачены Персией. В 4 в. до н.э. их покорил Александр Македонский, а впоследствии они перешли во владения Селевкидов. После завоевания Египта и Сирии в 1 в. до н.э. Римом они подпали под его власть, а сама эта территория была включена в состав провинции Сирия.
Финикийские прибрежные города играли большую роль в экономической жизни Средиземноморья, по которому пролегали важные торговые пути вплоть до 7 в., когда Сирия, Египет и Северная Африка были завоеваны арабами. Мало что известно об истории горных районов Ливана в тот период, хотя развалины многочисленных римских поселений обнаружены на прибрежных холмах. Во внутренней области, у подножия хребта Древние люди заселили территорию современного Ливана не позднее 1 млн. лет до н.э. В мустьерскую эпоху (ок. 50 тыс. лет до н.э.) жители обитали в гротах, а в неолитический период начали создаваться постоянные поселения и первые города. Древнейшими из них были Библ (современный Джубейль), существовавший уже в 6–5 тысячелетиях до н.э., Бейрут (ок. 4 тыс. лет до н.э.), Сидон (ок. 3500 до н.э.) и др.
В 4 – начале 3 тысячелетий до н.э. на территорию Ливана перемещаются семитские ханаанские племена, из которых выделились финикийцы, которые поселились на побережье Средиземного моря от устья Оронта до гор Кармель. Они занимались сельским хозяйством, обработкой металлов, рыболовством, торговлей и мореходством. Смешавшись с местным населением, финикийцы расширили прежние города и построили новые (Тир в 2750 до н.э.). Эти центры превратились в небольшие, соперничавшие между собой города-государства.
Территория Ливана рано стала привлекать к себе внимание Древнего Египта. Уже в 4 тысячелетии до н.э. установились морские контакты между Египтом и Библом. В 3–2 тысячелетии до н.э. торговые связи финикийцев с Египтом расширялись, достигнув пика в период 1991–1786 до н.э. После завоевания Египта гиксосами (конец 18 в. до н.э.) в отношениях наступил новый этап. В середине 16 в. до н.э. над финикийскими городами была установлена верховная власть Египта.

Вторая половина 2 тысячелетия до н.э. – время расцвета финикийской культуры. В этот период в Финикии возникает алфавит, который затем заимствовали другие народы (семиты, греки, римляне и т.д.). Благодаря финикийским мореходам, культурное влияние этой небольшой страны широко распространяется в бассейне Средиземного моря. Особого развития в городах Финикии достигли ремесло, добыча пурпура и изготовление пурпурной шерсти, литье и чеканка металла, производство стекла и кораблестроение.

В 14 в. до н.э. в финикийских городах вспыхивали острые политические и социальные конфликты: в Библе был свергнут царь Риб-Адди, в Тире – царь Абимильк. Царь Сидона Зимриэда сумел одержать победу над Тиром и отрезать его от материка. В 13–12 вв. до н.э. финикийским государствам удалось добиться фактической независимости от Египта. В 10 в. до н.э. гегемония в стране переходит к Тиру, и его царь Ахирам создает объединенное Тиро-Сидонское государство. Однако после его смерти последовала череда переворотов и восстаний, и отдельные города снова стали самостоятельными.

С конца 2 тысячелетия до н.э. началась финикийская колонизация Центрального и Западного Средиземноморья. В последующие столетия города финикийцев появились в Северной Африке (вплоть до побережья Атлантического океана), Южной Испании, на Сицилии, Сардинии и других островах. Совместно с Израильско-Иудейским царством финикийцы организовали в 10 в. до н.э. плавание в золотоносную землю Офир (вероятно, на побережье Индийского океана)

С 875 до н.э. господство над Финикией переходит к Ассирии, совершившей ряд опустошительных походов против финикийских городов. Ассирийские власти собирали большие подати и жестоко подавляли народные восстания. Спасаясь от тяжелой длани завоевателей, в 814 до н.э. часть населения Тира во главе с принцессой Дидоной бежала из города и основала на территории современного Туниса новое поселение – Карфаген. Впоследствии ему подчинилась большая часть финикийских колоний в Западном и Центральном Средиземноморье.

Тир неоднократно пытался сопротивляться ассирийскому диктату. В 722 до н.э. Ассирия, заручившись поддержкой других городов, осадила и захватила Тир. В 701 до н.э. ассирийцы подавили восстание в Сидоне, а в 677 до н.э. город был разрушен. Однако в 607–605 до н.э. ассирийское государство пало. В борьбу за господство над Финикией вступили Вавилония и Египет. Египетский фараон Нехао поручил финикийским мореплавателям осуществить первое известное в истории плавание вокруг Африки. В 574–572 до н.э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось принудить Тир признать свою власть. В последующие годы страна переживала новые социальные и политические потрясения; в 564–568 в Тире была даже временно ликвидирована монархия. В 539 до н.э. после падения Нововавилонского царства Финикия вошла в состав Персидской державы.

Финикийские города сохраняли автономию в рамках Персии, а в 5 в. до н.э. их флот поддерживал персов в ходе греко-персидских войн. Однако уже в 4 в. до н.э. начинают нарастать антиперсидские настроения, вспыхивают восстания. Персидская армия захватила и разрушила Сидон, но он был вскоре восстановлен. Когда в 333 до н.э. в Финикию вступили войска Александра Македонского, они почти не встретили сопротивления. Только Тир отказался признать его власть и в 332 до н.э. был взят штурмом после шестимесячной осады.
После распада державы Александра Финикия попала вначале под власть египетских Птолемеев, а в середине 3 в. до н.э. – сирийских Селевкидов. В этот период происходит интенсивная эллинизация страны. В ряде городов была ликвидирована царская власть, и ими некоторое время правили тираны. В 64–63 до н.э. территория Ливана была завоевана войсками римского полководца Помпея и включена в состав Римской державы. Под властью Рима произошло экономическое возрождение прибрежных городов, а Бейрут превратился в военный и торговый центр римлян на Востоке. В Библе и Баальбеке сооружались новые храмы, Тир славился своей философской школой, а Бейрут – своей школой права. С середины 1 в. н.э. в Финикии получает распространение христианство.

После раздела Римской империи в 395 территория Ливана оказалась в составе Восточной Римской империи (Византии). Бейрут, несмотря на разрушительное землетрясение в 555, оставался важным центром изучения права. Два видных представителя бейрутской школы были привлечены императором Юстинианом (527–565) к составлению его знаменитого кодекса законов.

Арабское завоевание.

С 628 территория Ливана стала объектом вторжения со стороны арабов, и в 636 прибрежные города были захвачены арабскими войсками. Горные районы, несмотря на ожесточенное сопротивление жителей, также вынуждены были покориться новым правителям. Династия халифов из рода Омейядов (660–750) проявляла терпимость в отношении христианского населения, но когда она в 750 была свергнута Аббасидами, христиане гор восстали. Их выступление было жестоко подавлено, жители высланы, а их имущество конфисковано.

В период арабского господства облик страны существенно изменился. Произошла деурбанизация. Процветающие города побережья превратились в небольшие рыбацкие деревушки. Стал иным состав населения. Менее доступные горные районы стали убежищем для преследуемых религиозных меньшинств. Так, в 7–11 вв. в Северный Ливан из долины р.Эль-Аси (Оронт) переселилась монофелитская христианская община маронитов. Православные византийцы организовали массовое избиение ее последователей и разрушили монастырь Св. Марона. В начале 11 в. в Ливане распространяется религиозное течение друзов (по имени одного из основателей учения Мухаммеда ад-Дарази); друзы поселились на центральном плато в горах и около горы Хермон.

Крестовые походы.

После захвата Библа в 1102 и Триполи в 1109 графом Раймоном де Сен-Жиллем и его преемниками и овладения Бейрутом и Сидоном в 1110 королем Иерусалимским Балдуином I все побережье Финикии, а также бóльшая часть горных районов страны оказались в руках крестоносцев. Приморские и горные местности к северу от Библа вошли в состав графства Триполи, а Бейрут и Сидон с их землями стали ленами Иерусалимского королевства.

Крестоносцам Сидона удалось установить свое господство над соседней горной территорией Шуф, из Бейрута они контролировали лишь узкую прибрежную полосу. В горном районе Эль-Гарб, примыкающем к Бейруту, им успешно противостояли друзы под предводительством дома Бухтур. В знак признания заслуг друзов в борьбе с крестоносцами мусульманские властители Дамаска согласились с верховенством клана Бухтур в Эль-Гарбе. После изгнания крестоносцев из Сирии в 1291 клан Бухтур утвердился в Бейруте, и его представители поступили на службу к мамлюкам, правившим в то время в Египте и Сирии, в качестве кавалерийских офицеров и наместников. Мамлюки признали права Бухтуров на Гарб.

В северном Ливане марониты наладили отношения с крестоносцами. К концу 12 в. они согласились отказаться от монофелитства, заключили унию с Римом и признали верховенство папы.

Правление мамлюков и турок-османов

В конце 13 в. последние владения крестоносцев на восточном побережье Средиземного моря были захвачены мамлюками, захватившими власть над Египтом и Сирией. В 1289 пал Триполи, в 1291 – Акка. В конце 13 – начале 14 вв. мамлюки совершили ряд карательных походов против горного Ливана, где жили христиане и шииты. Многие деревни и населенные пункты были сожжены.

В период господства мамлюков, продолжавшийся с 13 до 16 в., северный Ливан входил в состав провинции Триполи; южный Ливан (Бейрут и Сидон) вместе с долиной Бекаа составлял округ Баальбек, один из четырех в провинции Дамаск. В провинции Триполи главы маронитских деревень, или мукаддамы, традиционно сохранявшие верность маронитскому патриарху, получили от мамлюков право собирать налоги, так что вмешательство в их внутренние дела было минимальным. В высокогорном районе Бшерри усилилось одно из семейств местных мукаддамов, которое взяло на себя защиту маронитских патриархов; оно сохраняло свое влияние до начала османского периода в истории страны. В южном Ливане и долине Бекаа мамлюки поддерживали туземных друзских и мусульманских вождей, или эмиров, таких как кланы Бухтур в Гарбе, Маан в Шуфе и Шихаб в Антиливане, чьи права на управление подвластными им территориями были подтверждены мамлюками. После завоевания Сирии и Египта османами в 1517 организация местной власти в Южном Ливане в целом осталась прежней. К концу 16 в. Мааны, эмиры Шуфа, были признаны верховными вождями друзов, а глава их семейства Фахр ад-Дин установил свою власть над всем южным Ливаном и долиной Бекаа.
Начало новой истории Ливана обычно датируют возвышением Фахр ад-дина II Маана (годы правления 1590–1635). Этот выдающийся государственный деятель постепенно подчинил себе населенные маронитами территории северного Ливана, а также значительную часть внутренних районов Палестины и Сирии. В своих ливанских владениях он стимулировал развитие шелководства, открыл порты Бейрута и Сидона для европейских купцов, добился помощи итальянцев в модернизации сельского хозяйства. Эмир благоволил лояльным и трудолюбивым христианам, особенно маронитам, и побуждал их переселяться на юг Ливана для расширения там шелкового производства. Поощряемое им политическое и экономическое сотрудничество между ливанскими христианами и друзами в дальнейшем послужило основой для возникновения ливанской автономии.

Независимость и достижения Фахр ад-Дина привели к росту напряженности в отношениях с Османской империей. В 1633 войска эмира были разбиты, а сам он попал в плен и позднее был убит в Стамбуле. Однако к 1667 его внучатый племянник Ахмед Маан сумел восстановить власть семейства Маанов над южным Ливаном и маронитским районом Касраван в центральной части страны, создав Ливанский эмират, ставший ядром современного Ливана.

В 1697, после смерти Ахмеда Маана, у которого не было сыновей, власть над эмиратом с одобрения Османов перешла к Шихабам из Антиливана, мусульманским родственникам друзских Маанов. К 1711 Шихабы кардинально изменили систему управления эмирата с тем, чтобы сохранить в нем свою власть. Позднее в том же веке правящая ветвь семейства приняла христианство и стала маронитами, что отражало усиливавшееся влияние этой общины. При эмирах Юсуфе (годы правления 1770–1789) и обратившемся в христианство Башире II (годы правления 1789–1840) власть Шихабов распространилась на север, включая весь Горный Ливан.
Башир II, выдающийся правитель из династии Шихабов, вступил в союз с пашой Египта Мухаммадом Али с целью ограничить при поддержке Египта власть различных местных правителей. В 1840 османы с помощью английских и австрийских войск разбили Мухаммада Али и сместили Башира II. Его преемник Башир III уже не мог контролировать друзских лидеров в южном Ливане и в следующем году покинул свой пост, положив тем самым конец существованию Ливанского эмирата. Прямое османское правление на этой территории так и не смогло укрепиться. Действия маронитов по реставрации эмирата усилили подозрения друзов, выступавших против этой политической акции. В 1842 Горный Ливан был разделен на два административных района, или каиммакамийи: Северную во главе с местным христианским губернатором и Южную под управлением друзов. Христиане, составлявшие к тому времени большинство на юге, выступили против такого раздела, и в 1845 между христианами и друзами вспыхнула война. После военно-политического вмешательства правительства Османской империи административная реформа все же была проведена. В 1858 маронитские крестьяне в Северной каиммакамийе подняли восстание против маронитской аристократии и добились отмены ряда ее привилегий. В 1860 ободренные этим событиями крестьяне христианского вероисповедания на юге стали готовить мятеж против друзских феодалов. Конфликт носил религиозную окраску. Друзы устроили резню, в которой погибло более 11 тыс. христиан.

Под давлением европейских держав, особенно Франции, традиционно защищавшей маронитов, османское правительство в 1861 ввело в Горном Ливане так называемый Органический статут. Горный Ливан был интегрирован в единый автономный район-мутасаррифийю, во главе с османским губернатором-христианином, или мутасаррифом, назначавшимся султаном с одобрения европейских держав. В качестве совещательного органа при губернаторе был создан административный совет, избиравшийся из представителей различных ливанских общин пропорционально их численности. Были ликвидированы основы феодальной системы; всем подданным были гарантированы гражданские свободы; на новую администрацию было возложено судопроизводство и исполнение законов. Данная система, с небольшими изменениями, внесенными в 1864, доказала свою жизнеспособность и просуществовала вплоть до 1915. Под руководством мутасаррифов Ливан развивался и процветал. Католические миссионеры из Франции и протестантские миссионеры из Америки и Великобритании основали в стране сеть художественных школ и колледжей, что сделало Бейрут одним из ведущих образовательных и культурных центров Османской империи. Развитие издательского дела и издание газет положили начало возрождению арабской литературы.

Французский мандат

В 1915, вскоре после того как Турция выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии в войне против стран Антанты (Великобритании, Франции и России), действие Органического статута для горного Ливана было приостановлено, а вся власть перешла к турецкому военному губернатору. После победы Антанты в 1918 Бейрут и Горный Ливан, вместе Сирией были оккупированы французскими и британскими войсками. Верховный комиссар Франции в Бейруте генерал Анри Гуро присоединил к Горному Ливану прибрежные города Триполи, Бейрут, Сидон и Тир, долину Бекаа, а также территории, примыкающие к Триполи и Тиру, и провозгласил создание Государства Великий Ливан. Новое государство находилось под управлением французского губернатора, при котором действовал выборный Совет представителей, обладавший совещательными функциями. В 1923 Лига наций выдала Франции мандат на управление Ливаном и Сирией. В 1926 была разработана и принята конституция, согласно которой Государство Великий Ливан преобразовывалось в Ливанскую Республику.

В 1926 пост президента Ливанской Республики занял православный Шарль Диббас, но начиная с 1934 президентами Ливана избирались только марониты. После 1937 премьер-министрами назначались лишь мусульмане-сунниты. Нормой стало распределение должностей в правительстве и мест в однопалатном парламенте среди представителей различных религиозных общин в пропорции, приблизительно соответствовавшей их численности в стране. С 1943, когда было заключено соглашение о принципах государственного устройства Ливана, известное как «Национальный пакт», места в парламенте распределялись между христианами и мусульманами в соотношении 6 к 5, так что общее число депутатских мандатов было кратным одиннадцати.

Население Ливанской Республики почти в равной мере составляли христиане и мусульмане. Большинство суннитов, проживавших в различных частях Великого Ливана, находилось под влиянием сирийского национализма. Они враждебно отнеслись к французской оккупации и выступили за включение Ливана в состав Сирии. С другой стороны, марониты и часть друзов приветствовали провозглашение независимости страны и благожелательно относились к французам.

30 ноября 1936 был подписан франко-ливанский договор, предусматривавший окончание срока французского мандата в 1939. Однако французский парламент отказался ратифицировать этот договор. После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 в Ливане было введено осадное положение.

В 1940 страна оказалась под контролем колониальной администрации, верной правительству Виши. В мае 1941 представитель этого правительства Дарлан договорился с Гитлером о том, что Германии будет дано разрешение использовать аэродромы в Сирии и Ливане. Великобритания ответила бомбардировкой этих аэродромов.

Ливан после провозглашения независимости

В июле 1941 администрация «правительства Виши», захватившая власть в Сирии и Ливане после поражения Франции от Германии в 1940, была изгнана из страны британскими войсками, при поддержке сил «Свободной Франции», которая обещала предоставить независимость обеим арабским странам. Однако выборы 1943 привели к власти режим, выступавший за немедленное обретение государственной независимости и ликвидацию французского влияния. Власти «Свободной Франции» арестовали вновь избранного президента Бешара аль-Хури и ведущих членов правительства. За этими событиями последовали демонстрации населения и вооруженные столкновения. Под давлением Великобритании и США власти были вынуждены освободить арестованных и восстановить законно избранное правительство. С тех пор этот день, 22 ноября, празднуется в Ливане как День независимости. В 1944 к правительству Ливана перешли все государственные функции, но британские и французские войска оставались в стране до 1946.

Правительству независимого Ливана удалось в 1947 раскрыть заговор, организованный профашистской Сирийской национал-социалистической партией (СНСП) во главе с Антуаном Сааде. Стремясь развивать экономику страны, власти в 1948 отменили валютный контроль, поощряли транзитную торговлю и деятельность иностранных торговых и финансовых компаний. Внутриполитическое положение оставалось напряженным. В 1949 проходили митинги и демонстрации против политики президента Б.аль-Хури (1943–1952). В 1951 премьер-министр Риад ас-Сольх был убит членом СНСП.

В 1952 оппозиционные депутаты парламента (включая представителей Прогрессивной социалистической партии) выдвинули программу реформ. В их поддержку в сентябре 1952 была организована всеобщая забастовка. Армия отказалась поддержать президента, и тот вынужден был уйти в отставку. Парламент избрал новым главой государства одного из лидеров оппозиции Камиля Шамуна (1952–1958). Он осуществил одно из положений программы реформ: изменил избирательную систему, введя прямое голосование и предоставив избирательные права женщинам, имевшим начальное образование.

Ливанское правительство пыталось сохранять хорошие отношения как с арабскими, так и с западными странами. В 1955 Ливан принял участие в Бандунгской конференции стран Азии и Африки, но одновременно в 1957 присоединился к доктрине американского президента Эйзенхауэра. Такая политика равновесия вызвала недовольство ПСП и сторонников сближения с арабскими националистическими режимами. В 1957 оппозиция образовала Национальный фронт, потребовав отказа от «доктрины Эйзенхауэра», проведения политики «позитивного нейтралитета» и дружбы с арабскими странами. В мае-июне 1957 проводились массовые антиправительственные демонстрации.

В 1958 президент Шамун предпринял попытку изменить конституцию, чтобы остаться у власти на новый срок. В ответ в мае вспыхнуло восстание, возглавленное бывшими премьер-министрами Рашидом Караме и Абдаллахом Яфи и председателем парламента Хамаде. Повстанцы завладели четвертью территории страны. На помощь правительству пришли отряды «Катаиб». В июле Шамун пригласил в Ливан американские войска. Тем не менее, ему не удалось удержаться у власти.

В сентябре 1958 новым президентом был избран противник Шамуна – командующий армией, генерал Фуад Шехаб (1958–1964). Премьер-министром стал Рашид Караме. Власти страны отвергли «доктрину Эйзенхауэра» и объявили о проведении политики «позитивного нейтралитета». В октябре 1958 американские войска были выведены из Ливана.

В 1960 христианские партии добились отставки Р.Караме. Однако на проведенных в том же году парламентских выборах победу одержали сторонники Шехаба. ПСП и примыкающие к ней депутаты имели 6 из 99 мест, «Катаиб» и Национальный блок – по 6, а созданная К.Шамуном Национально-либеральная партия (НЛП) – 5.
В 1961–1964 у власти находилось новое правительство Р.Караме, в которое входили также представители ПСП и «Катаиб», несмотря на их противоборство друг с другом. Этот кабинет подавил мятеж Сирийской национал-социалистической партии в 1961. Под давлением крупных забастовок в 1962–1963 в Бейруте и Триполи парламент приступил к обсуждению закона о социальном страховании трудящихся (принят в конце 1964).
В ходе парламентских выборов 1964 сторонники Шехаба (Демократический парламентский фронт) получили 38 мест из 99. ПСП и ее союзники имели теперь 9 мест. Христианские партии «Катаиб» и Национальный блок потерпели поражение (соответственно, 4 и 3 места). НЛП получила 7 мандатов. Новым президентом Ливана был избран Шарль Хелу (1964–1970), который объявил о продолжении политики Шехаба. Правительства в 1965–1966 и 1966–1968 вновь возглавлял Р.Караме. Власти отказались от заключения договора о гарантиях американским вкладчикам капитала, повысили заработную плату.

В 1965 ПСП, Ливанская компартия и Движение арабских националистов договорились о создании «Фронта патриотических и прогрессивных партий». Когда в 1966 в стране разразился банковский кризис, вызванный банкротством ведущего коммерческого банка Ливана «Интра» и потрясший всю экономику, Фронт возглавил проведение забастовок, массовых митингов и демонстраций. В противовес ПСП и ее союзникам «Катаиб», Национальный блок и НЛП создали «Тройственный союз».

Ливанское правительство остро реагировало на арабо-израильскую войну 1967. Ливан перекрыл нефтепроводы западных компаний, разорвал дипломатические отношения с США и Великобритании (позднее восстановлены), запретил заход американских военных кораблей. В стране была проведена всеобщая забастовка протеста против действий Израиля. Хотя Ливан не участвовал в войне, она нанесла тяжелый ущерб его экономике: осложнилась банковская деятельность, усилилось бегство капиталов за границу, сократился туризм, повысились цены и косвенные налоги, возросла безработица.

В 1968 прошли очередные парламентские выборы. На сей раз успех сопутствовал партиям «Тройственного союза»: НЛП получила 9 мест из 99, «Катаиб» – 9, а Национальный блок – 7. Шехабистам досталось 27 мест, ПСП и ее сторонникам – 7. Блок христианских партий отказался поддержать правительство Абдаллаха Яфи и добился сформирования в октябре 1968 нового кабинета во главе с тем же премьер-министром, но с включением в него лидеров партий «Катаиб» и Национального блока – Пьера Жмайеля и Раймона Эдде.
После ближневосточной войны 1967 Ливан начал все больше погружаться в глубокий политический кризис. Он был непосредственно связан с тем, что в стране укрылись сотни тысяч палестинцев. С территории Ливана развернулись постоянные нападения на Израиль. Израильские войска отвечали на них вооруженными рейдами и бомбардировками, которые наносили существенный ущерб Ливану. Христианские партии все громче настаивали на принятии жестких мер против палестинцев и требовали превращения Ливана в нейтральную «ближневосточную Швейцарию». Но за спорами по «палестинскому вопросу» скрывались более глубокие расхождения, связанные с противоборством между различными конфессиональными общинами и политическими группировками.

В январе 1969 к власти пришло правительство Р.Караме, которое обещало укрепить обороноспособность Ливана, защиту его границ и суверенитета и сотрудничество с арабскими странами. Христианские партии выступили против него. Кабинет пал в апреле после того, как в Южном Ливане произошли вооруженные столкновения между ливанской армией и палестинскими отрядами. Осенью 1969 армейские подразделения Ливана развернули боевые действия против палестинских боевиков. В поддержку палестинцев выступили не только ПСП и мусульманские группировки страны, но также Египет и Сирия, временно закрывшая границу с Ливаном.

В ходе переговоров в Каире между ливанскими властями и лидерами основной палестинской группировки ФАТХ было достигнуто соглашение об урегулировании. Палестинцы получили право располагаться на территории Ливана, но обязались согласовывать свои действия с ливанской армией. В декабре 1969 было сформировано новое правительство Р.Караме, в которое были включены и представители христианских партий, в том числе (впервые с 1958) НЛП. Однако проблемы, связанные с присутствием палестинских боевиков, не исчезли. В мае 1970 после очередных акций с их стороны Израиль предпринял широкомасштабную операцию в Южном Ливане.

В 1970 новым президентом Ливана был избран представитель центристских сил Сулейман Франжье (1970–1976). Ему пришлось столкнуться с резким ухудшением ситуации, связанным с переброской в Ливан основных боевых сил палестинцев из Иордании после их разгрома иорданской армией в сентябре 1970.

Православные святыни. Ливан