Руководил этой поездкой о. Максим, проводила экскурсии гид Евгения Телиженко.

Поездка была тщательно продумана и подготовлена. Грецию пересекли с востока на запад и с юга на север. Из Киева летели самолетом, после приземления нас встретила гид Евгения, и мы поехали по историческим и святым местам г. Салоники. Со стороны древней крепости открывается великолепный вид на панораму города.

Евгения рассказала о многих исторических событиях, происходивших в г. Салоники. Затем посетили храм Святого великомученика Димитрия Солунского, приложились к мощам Святого Димитрия, Святой Великомученицы Анисии и Святого Георгия Каллидиса. Посетили храм Святой Софии, где хранятся мощи святого митрополита Фессалоникийского Василия. Затем спустились в Катакомбный храм со святым источником Иоанна Предтечи, I-III в. Побывали в храме святителя Григория Паламы, приложились к его мощам. Вышли на набережную. Нужно отметить, что в море не было никакого мусора, признаков цивилизации. Чистое, прозрачное море.

Вечером мы прибыли в г. Каламбаку. Утром отправились в монастыри: Святой Варвары (женский монастырь), Большие Метеоры, Святого Николая (мужские монастыри). Удивительное место на земле — Метеоры: высоко в небо вздымаются такие высокие, чуть скругленные столбы, состоящие из глины и ила. Это место по-видимому было когда-то морским дном, а в результате каких-то событий поднялось вверх на достаточно большую высоту. На этих вздымающихся в небо «столбах» видны следы келий древних монахов, заселявших эти места.

Из Метеор мы приехали в Игуменицу, откуда отправились на пароме на остров Киркира (Корфу). Вечером прибыли на Корфу, разместились в гостинице, окно нашей комнаты выходило на море, в 20 шагах тихо плескалось море, залитое ярким лунным светом. Почти все подготовились к Причастию, исповедались у батюшки, а утром прибыли в храм Спиридона Тримифунтского. В Донецк привозили десницу Святого Спиридона Тримифунтского, и староста храма участвовал в этой поездке. Он очень тепло отнесся к нашей группе. Нам рассказали, что по прибытии из Украины заблагоухала десница и мощи Спиридона Тримифунтского. На Литургии сослужил о.Максим. Потом мы побывали в соборном храме во имя греческой царицы Феодоры, где хранятся ее святые мощи. Возле старой крепости находится памятник святому праведному Федору Ушакову. Адмирал Русского флота в время русско-турецкой войны взял эту крепость с моря. Посетили храм Иоанна Предтечи, храм Богородицы Чужестранцев, место захоронения русского воина.

Затем отправились в монастырь, расположенный в горах, в Палеокастрицу, где находится чудотворная икона Божией Матери – Влахернская. Монастырь находится в очень живописном месте, и утопает в цветах необыкновенной красоты. Спустились к морю и совершили омывание в Средиземном море. А потом побывали в храме Святых Апостолов, где хранятся мощи святых Иоанна и Сосипатра. Там о. Максим, гид Евгения и несколько паломников спели величание на греческом языке, чем приятно удивили и вызвали восхищение настоятеля монастыря.

С о. Корфу возвратились в Игуменицу и отправились на пароме в г. Бари, в Италию. Путешествие на пароме удивительно: по морской глади скользит плоский кораблик, мимо проплывают острова, берега Греции. Утром приплыли в г. Бари и поместили нас в 4х-звездочный отель с прекрасным парком и бассейном. В Бари после размещения в отеле отправились на набережную, где находится Базилика Святого Николая Чудотворца, приложились в Крипте к месту, под которым находятся мощи Святого Николая Чудотворца. В Крипте с группой паломников из России пропели величание Святому Николаю. После отправились в Русскую миссию на вечернюю службу. На праздник 22 мая из многих уголков России: Петербург, Москва, Кострома, Екатеринбург, и даже из Канады приехали паломники. Службу вел настоятель Сретенского монастыря игумен Тихон, службу сопровождал известный хор Сретенского монастыря. Очень много было исповедников, исповедовало очень много батюшек. А утром мы пошли на Литургию. Литургия проходила в Крипте, а все паломники, прибывшие из различных уголков Италии и всей земли, находились в Базилике, где был установлен экран. Всю службу мы могли видеть, полное впечатление присутствия. Причастие проходило в Базилике. Это было необыкновенно. Такого чуда сподобились мы. После Литургии проходили в Крипту и прикладывались к мощам Святителя Николая. Очень хорошо была организована возможность приложиться к мощам, при большом количестве народа все прошло замечательно.

На следующий день мы совершили поездки в г. Ланчано, где в VIII веке произошло Евхаристическое чудо претворения хлеба и вина в настоящие Плоть и Кровь Христа. Это удивительное событие подтверждается глубокими научными исследованиями. Хранятся Плоть и Кровь Христовы в сосуде, выполненном из куска горного хрусталя. Расстояние от Бари до Ланчано составляет 450 км, и нам можно было увидеть достаточно большой кусочек Италии. Глубоко поражает очень достойное отношение к земле: возделанные поля, виноградники, оливковые рощи. Очень качественные дороги. По возвращению из Ланчано в Бари мы отправились на пароме на полуостров Пелопоннес, в г. Патры. На берегу морч находится величественный храм, где хранится честная глава апостола Андрея Первозванного, и часть креста, на котором был распят апостол Андрей. Храм построен в 2004 году. Внутри отделка храма удивительной красоты. Затем спустились в Крипту со Святым Источником.

Из города Патры мы направились в Афины вдоль Коринфского залива Ионического моря. Затем дорога стала подниматься в горы, откуда открывался чудесный вид на море и горы, затем взору предоставлялись только удивительные горы, покрытые буйной зеленью, среди которой возвышались остовы деревьев, следствие прошлогодних ужасных пожаров. Побывали в мужском монастыре Мега Спилеон (Великая пещера), где хранится чудотворная восковая икона Пресвятой Богородицы в серебряном ковчеге, именуемая «Великопещерная», творение апостола Луки. Сколько бурь, напастей, пожаров пронеслось над этим монастырем, здания которого продолжают скалу, монастырь составляет единое целое со скалой. В монастыре находится очень много частиц святых мощей Угодников Божиих. Обедали в таверне, принадлежащей монастырю. Нужно отметить, что греческая кухня просто замечательная. Затем мы спустились вниз к морю и вдоль берега продолжалось наше путешествие. Мы побывали в городе Коринфос, где проповедовал апостол Павел, и прибыли в г. Афины.

Утром поехали в центр города Афины, на площадь, где находится здание парламента. Перед парламентом стоит почтенный караул, и нам предоставилась возможность посмотреть смену караула, это очень впечатляющее представление. Спустились к кафедральному Собору Благовещения, где хранятся мощи Константинопольского патриарха – мученика Георгия V, и отправились к Ареопагу, расположенного ниже Акрополя. Когда идешь по городу удивительное ощущение невероятности происходящего: в сознании переплетаются события давних, давних дней с современностью,  ты одновременно находишься в двух измерениях: в далеком прошлом и в настоящем времени. Какая удивительная панорама открывается со стороны Ареопага, какой красивый город, свободно раскинувшийся на много миль. Как приятно видеть, что нет этих уродливых небоскребов, присущих современным городам. Евгения очень интересно рассказывала об истории Афин и Греции, об удивительных и очень нам знакомых событиях далекой древности. После экскурсии мы походили по старой части города и почти везде слышна русская речь.

Из Афин мы отправились на о. Эвбея. По дороге мы спустились к каналу, проведенному очень давно для сокращения морского пути между восточной и западной частью полуострова Пелеопонес. Вечером после размещения в замечательном отеле, расположенном на берегу небольшого залива, мы отправились в храм Святого Иоанна Русского. Красивый храм, архитектурное решение которого удивительно сочетает восточный и западный стиль. Как удивительная жизнь этого русского человека, который не потерял себя в таких тяжелейших жизненных условиях, сохранил веру и свое человеческое предназначение. Греки удивительно трепетно чтят память Святого Иоанна Русского, день памяти 27 мая празднуется 3 для на 27 мая и 3 дня после.

Утром мы были на литургии. Божественную литургию служил митрополит Эвбейский, сослужил ему о. Максим. Многие паломники нашей группы причастились Святых Христовых Таин.

По дороге в Салоники мы побывали в монастыре Святого Давида Эвбейского, приложились к честной главе основателя монастыря Святого Давида. В этом монастыре находится честная глава Святителя Василия Великого. Побывали на могиле старца Иакова Эвбейского и в его келии. Этот монастырь поразил обилием удивительных цветов и пением канареек. Было впечатление, что ты попал в Эдемский сад.

Далее мы отправились на пароме на материк, посетили ущелье Темпи, побывали в часовне Святой Параскевы, спустились в пещеру к Святому источнику. И в Салониках завершилось наше необыкновенное путешествие.

Мы все глубоко благодарим Бога за такую великую милость, которой мы сподобились. Так удивительно прошло наше путешествие.

Я бесконечно благодарна о. Максиму за глубоко продуманный маршрут, за очень высокую организацию поездки. О. Максим удивительно мудро, тактично, с любовью руководил этой поездкой. Мы с ним себя чувствовали очень защищенными. С любым вопросом можно было подойти к о. Максиму и получить глубокий ответ, особенно в вопросах богословия.

В конце нашей поездки почти все паломники подходили к микрофону и рассказывали о впечатлениях о поездке и очень тепло, искренне, душевно благодарили о. Максима, Евгению, водителя Константина за организацию поездки, за все, все хорошее: за чуткость, отзывчивость, доброжелательность, мудрость. О. Максим замечательно руководил паствой, которая собралась из восточных и западных областей Украины. Низкий поклон о. Максиму за сказочную, удивительную, необыкновенную поездку и пожелание успехов в дальнейшей его деятельности по организации таких замечательных паломнических поездок.  Желаю о. Максиму душевного спасения и телесного здравия.

Еще хочется отметить, что Господь послал нам замечательного гида Евгению Телиженко. Ее глубокие знания истории Греции, в богословии, в истории церкви сделали эту поездку незабываемой. Так много мы узнали нового о древней Греции и о более близкой нам Греции по времени. Это удивительный, доброжелательный, милый, тактичный, заботливый человек. Евгения обладает уникальными, энциклопедическими знаниями, которыми она так щедро делилась с нами.

И если Господь так управит, что может быть мы еще поедем в Грецию, то мы бы хотели (я выражаю мнению большинства группы), чтобы в новом путешествии с нами были о. Максим и Евгения Телиженко. Храни их Господь. Я буду о них молиться.