Отметим те храмы, которые играли наиболее существенную роль в истории Санкт-Петербурга, служили важнейшими вехами в истории столичного градостроительства, пользовались широкой известностью по всей стране.
Все они расположены в центральной исторической части города, на его основной магистрали Невском проспекте или в непосредственной близости от него, а также в тех районах города, которые в прошлом имели перспективу стать центром столицы. Это южная часть Петербургской (ныне Петроградской) стороны и Васильевский остров.
Между этими храмами существует глубокая историческая связь и практически полностью отсутствует элемент «случайности» в их появлении на территории столицы. Они связаны с именами святых покровителей Петербурга, великими событиями, сопровождавшими рождение новой столицы и, конечно же, с именем и деяниями великого основателя города — Петра I. Очень часто все эти особенности органически сочетаются в том или ином храме.
С точки зрения художественно-архитектурной, все это наиболее яркие, впечатляющие, запоминающиеся красотой и размерами здания города. Большинство из них были и остаются градообразующими центрами Санкт-Петербурга. Это, прежде всего, Петропавловский собор на Заячьем острове — первом историческом центре столицы, Исаакиевский собор, расположенный рядом с Адмиралтейством — новым историческим центром. Многое роднит эти храмы. Это самые высокие здания Санкт-Петербурга: Петропавловский собор имеет высоту 122,5 метра, Исаакиевский — 101,5 метра. Оба они связаны с именем Петра Великого: один храм построен во имя небесного покровителя царя — святого апостола Петра, другой — во имя святого Исаакия Далматского, день памяти которого приходился на день рождения Петра I. Удивительно, что оба храма менее других пострадали от варварского грабежа в недавнее лихолетье и более полно сохранили свой исторический интерьер, чем другие церкви.
Некоторые храмы центральной части города являлись духовными центрами и архитектурными доминантами больших районов. Это Казанский собор, Успенская церковь («Спас на Сенной»), Владимирская церковь, храм Рождества Христова на Песках, Троицкий собор лейб-гвардии Измайловского полка, Николо-Богоявленский собор и целый комплекс храмов во главе с Троицким собором Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
Казанский собор — духовный центр и архитектурная доминанта бывшей Казанской части города, Владимирская церковь играла такую же роль в Московской части, Троице-Измайловский собор — в Нарвской части, Троицкий собор лавры — в Александро-Невской части. Все они хорошо сегодня известны не только петербуржцам, но и многим гостям Северной столицы.
Но Рождественская церковь (на Песках), построенная по проекту архитектора В.Е.Егорова в 1798 г. и являвшаяся градообразующим центром Рождественской части, была снесена в начале 60-х годов. Успенская церковь («Спас на Сенной») — градообразующий центр Спасской части (архитектор А.В.Квасов, 1765 г.) также утрачена (находилась на месте нынешней станции метро «Сенная площадь»). Без них исторический центр города заметно потускнел. В настоящее время обсуждается возможность восстановления Успенской церкви на Сенной площади.
Но даже по тем храмам, которым удалось избежать разрушения и гибели, можно составить представление о красоте православного Петербурга. И ранее, и в наши дни люди, пребывающие в Петербург из разных концов России и Европы, ставят наш город на уровень, а часто и выше самых знаменитых мировых столиц, славящихся своими храмами. Не случайно в мировом рейтинге туристической привлекательности городов мира Санкт-Петербург занимает почетное восьмое место.
Вот как описывал свое прибытие в Петербург в 1858 г. известный французский писатель и эссеист Теофиль Готье: «Медленно вставал прекрасный силуэт Санкт-Петербурга. Золото куполов и шпилей сияло на самой богатой, самой изумительной диадеме, которую когда-либо мог нести город на своем челе. Вот и похожий на тиару Исаакиевский собор меж четырех колоколен вознес свой золотой купол, на Адмиралтействе взметнулась сияющая стрела, церковь Михаила Архангела по-московски округлила свои купола, … а далее засверкало металлическими отблесками множество колоколен». Заметим, что упоминание здесь Адмиралтейства вполне уместно. Ведь в его здании находился собор святого Спиридона Тримифунтского — главный храм российского флота.
ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Построена в 1765 г. неизвестным архитектором. Благовещенская церковь была приходским храмом Академии наук.
Престольный праздник: Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля 2003 г. (25 марта по ст. стилю).
Адрес: 199004, С.-Петербург, В.О., 8-я линия, 67
Транспорт: ст. метро «Валсилеостровская»; мрш. Т44, Т10; авт. 41; трл. 12; трм. 6.
Телефон: 328-29-22; 328-29-71.
Настоятель: протоиерей Андрей Дьяконов
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня на Малом проспекте Васильевского острова построена неизвестным архитектором в 1750-1765 гг. Возведенная, как и Андреевский собор, в переходном стиле от «петровского» к «елизаветинскому» барокко, она по своему облику напоминает русские церкви XVII в. Это крестообразное в плане трехэтажное здание, увенчанное пятью луковичными главами. Храм состоял из нижней (теплой) и верхней (холодной) церквей.
Находившийся в нижней церкви алтарь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы украшал редкой красоты синий с золотом иконостас. Во время гонений на церковь его удалось спасти и сейчас он находится в Свято-Троицкой церкви в Невском районе. Благовещенская церковь была приходским храмом Академии наук. При ней имелось кладбище, на котом похоронены многие ученые — изобретатель токарного станка А.К.Нартов, географ — исследователь Камчатки — С.П.Крашеннинников и другие. Закрытая в 30-е годы и перепланированная внутри, церковь долгое время использовалась в качестве производственных мастерских. В начале 90-х годов здание было возвращено верующим.
СОБОР ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Построен в 1783 г. предположительно по проекту архитектора А.Ринальди. Посвящен одной из самых почитаемых на Руси икон — Владимирской иконе Божией Матери, написанной святым евангелистом Лукой.
Престольный праздник: Владимирской иконы Божией Матери. Отмечается 3 июня (21 мая по ст. стилю) — празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.); 6 июля (23 июня по ст. стилю) — празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Отмечается 8 сентября (26 августа по ст. стилю) — празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.
Адрес: 191025, С.-Петербург, Владимирский пр., 20
Транспорт: ст. метро «Владимирская, Достоевская»; мрш. Э3, Т258, Э72, Т215; авт. 27, 7, 74, 1, 22, 3; трл. 8, 3, 15; трм. 90, 28, 34, 12.
Телефон: 112-44-24
Настоятель: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР
Владимирская икона Божьей Матери — одна из икон, написанных святым евангелистом Лукой. В V в. она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в VII в. прислана в Киев великому князю Юрию Долгорукому. Сын князя Андрей Боголюбский отличался благочестием и перед отъездом в свою Ростовскую вотчину взял икону с собой. На пути Богородица явилась князю во сне и повелела поставить икону во Владимире. Это было в 1158 г. Князь создал храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и перенес в него икону, украсив золотом, серебром и драгоценными камнями. С этого времени икона стала называться Владимирской.
Много раз этот святой образ спасал русскую землю от нашествий. В память об этих чудесных заступничествах Церковь установила праздненства в честь Владимирской иконы: 21 мая (2 июня по н.ст.) — в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.; 23 июня (6 июля по н.ст.) — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г; 26 августа (8 сентября по н.ст.) — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.
Именно в год нашествия Тамерлана на русскую землю икона и была перенесена из Владимира в Москву для защиты от завоевателя. В день и час встречи иконы в Москве Тамерлан увидел во сне, что с вершины великой горы шли многочисленные святители, а в воздухе в лучезарном сиянии находилась окруженная молниеобразными воинами Жена. Проснувшись, Тамерлан в испуге спросил вельмож: «Кто эта величественная Жена?»- «Это Богоматерь, защитница христиан», — отвечали ему. «Так, мы не одолеем их», — сказал Тамерлан и приказал своим полчищам повернуть назад. Москва была спасена и икона была поставлена в Успенском соборе. Во Владимир отправили список, написанный митрополитом Московским Петром.
Точная копия с чудотворного образа Владимирской иконы Божьей Матери была доставлена из Москвы в Петербург для построенного нового храма и находилась в нем с 1764 г. до 20-х гг. XX в., являясь его главной святыней.
Храм был построен на месте маленькой деревянной Владимирской церкви на углу современных Владимирского и Загородного проспектов. Автор проекта точно неизвестен. Но анализ стилистических особенностей храма позволяет предположить, что авторами проекта могли быть такие зодчие, как С.Чевакинский, А.Квасов, А.Ринальди, который является наиболее вероятным автором.
Храм строился в переходное время в истории петербургского зодчества и наряду с чертами пышного «елизаветинского барокко» в нем можно найти элементы классицизма. Однако это может быть следствием более поздних архитектурных корректировок. Основные работы по созданию храма велись с 1764 по 1783 гг. 9 апреля 1783 г. церковь была освящена. Тогда же в основном по проекту Дж.Кваренги было завершено возведение трехъярусной колокольни, многогранной внизу и круглой вверху. В 1848 г. архитектор Ф.И.Руска прибавил к колокольне еще один ярус. Это одна из лучших «круглых» звонниц Петербурга. Собор стал главной архитектурной доминантой примыкающего района.
Храм имеет два этажа. Верхний храм во имя Владимирской иконы Божьей Матери завершается высоким центральным куполом, паруса которого украшены скульптурными изображениями евангелистов. Позолоченный резной иконостас в стиле барокко прежде находился в церкви Аничкова дворца Санкт-Петербурга. Своды нижней церкви во имя святого Иоанна Дамаскина покрывали великолепные росписи, которые являлись ценными образцами русского живописного искусства. К сожалению и росписи нижней церкви, и ее иконостас были утрачены в середине XX-го столетия как результат атеистической политики советского правительства.
ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА у Варшавского вокзала
Построена в 1908 по проекту архитекторов Г.Д.Гримма, Г.Г.Голи и А.Л.Гуна. Церковь относилась к Александро-Невскому обществу трезвости.
Престольный праздник: Воскресение Христово — Пасха. Адрес: 196084, С.-Петербург, наб. Обводного канала, 116. Транспорт: ст. метро «Фрунзенская»; трл. 17, 15; трм. 29, 43. Телефон: 316-00-93 Настоятель: протоиерей Николай Шорохов.
Железная дорога на Петергоф начинается от Балтийского вокзала. Недалеко от него, рядом со зданием Варшавского вокзала на берегу Обводного канала стоит огромное здание церкви Воскресения Христова, возведенное в 1904 -1908 гг. по проекту архитекторов Г.Д.Гримма, Г.Г.Голи и А.Л.Гуна в модернизированных формах русских храмов XVII в. Эта церковь относилась к Александро-Невскому обществу трезвости. Огромная и одновременно ажурная колокольня сочетается с массивным куполом и четырьмя маленькими декоративными куполами. Снаружи храм отделан глазурированным кирпичом. Западный фасад украшал большой образ «Воскресение Христово» художника С.Т.Шелкова.
Храм по своей композиции бесстолпный, что создает впечатление огромного внутреннего пространства. Из уникального внутреннего убранства сейчас практически ничего не сохранилось. Главную роль во внутреннем оформлении храма играли плотна, написанные по картонам, с которых делались мозаики храма «Спаса на крови». Главной святыней храма была икона Воскресения Христова, подаренная Александро-Невскому обществу трезвости Патриархом Иерусалимским Дамианом. Церковь Воскресения Христова была центром борьбы православия с алкоголизмом. Вскоре после октябрьского переворота 1917 г. она была закрыта и превращена в склад. Лишь в 1990 г. здание возвратили верующим
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ
Построена в 1823 г. по проекту архитектора А.А.Михайлова. Одна из многочисленных петербургских церквей, посвященных небесной покровительнице двух российских императриц — Екатерины I и Екатерины II.
Престольный праздник: Великомученицы Екатерины (305-313) — отмечается 7 декабря (24 ноября по ст. стилю).
Адрес: 199053, С.-Петербург, В.О., Съездовская линия, 27-а.
Транспорт: ст. метро «Василеостровская»; мрш. Э30, Т120; авт. 128; трл. 12; трм. 6, 31, 37, 40, 63.
Телефон: 328-25-72.
Настоятель: протоиерей Иоанн Пашкевич
Недалеко от Благовещенской церкви, около Тучкова моста, соединяющего Васильевский остовов с Петербургской стороной, в 1811-1823 гг. по проекту архитектора А.А.Михайлова был возведен величественный храм святой великомученицы Екатерины. Эта церковь является одной из архитектурных доминант западной части города. С этого место хорошо виден и Князь-Владимирский собор и собор святых Петра и Павла в Петропавловской крепости.
Пожалуй, ни в одном городе России, да и всего мира, не было построено столько храмов во имя святой Екатерины, сколько в Петербурге. Две приходские церкви, церковь при Академии художеств, Императорском училище правоведения, училище ордена святой Екатерины («Екатерининский институт»), пять домовых церквей и целый ряд пригородных храмов были созданы во имя этой святой, не считая католической, лютеранской, армяно-григорианских церквей. Это не случайно, учитывая тот факт, что имя Екатерины носили две императрицы, небесной покровительницей которых была святая великомученица.
Святая Екатерина происходила из царского рода и жила в городе Александрия в римской империи на рубеже III-IV вв. Она отличалась умом, красотой, образованностью, нравственной чистотой. За исповедания христианства и обращение в веру Христову в ходе богословского диспута многих языческих философов она по приказу императора Максимилиана была подвергнута жесточайшим пыткам, а затем обезглавлена. Она успела обратить в христианство императрицу Августу, военноначальника Порфирия с двумястами воинами. Мощи святой Екатерины хранятся в монастыре ее имени на Синайском полуострове, на высокой горе. Это одно из самых почитаемых христианами мест на земле. Память святой Екатерины — 24 ноября (7 декабря по н. ст.).
Петр I глубоко чтил память святой великомученицы. Ее мудрость и нравственная чистота были одинаково близки его сердцу. Не исключено, что его вторая супруга Марта Скавронская получила в православном крещении имя Екатерина по желанию царя. И уже совершенно не подлежит сомнению, что имя это особенно стало близко царю после того, как его будущая супруга спасла русское войско и самого Петра из турецкого окружения по время злосчастного Прутского похода 1711 г. Использовав женскую хитрость и природную щедрость, будущая супруга царя и императрица сумела убедить великого визиря выпустить русское войско из окружения на очень мягких условиях.
В честь этого события Петр I уже в 1712 г. учредил второй по счету орден «Освобождения», вскоре переименованный в орден святой великомученицы Екатерины. Орден был женским, предназначался лишь для дам царской, королевской крови или представительниц высшей аристократии. Его главой и первой «кавалерственной дамой» была сама царица. Орден святой великомученицы Екатерины, таким образом, был уже третьим российским орденом. А первые награждения им были уже в царствование Екатерины I. Девиз ордена: «За любовь и Отечество».
Церковь святой Екатерины построена в стиле строгого классицизма. Над ее центральной частью возвышается мощный купол, который хорошо виден со всех мест, примыкающих к Малой Неве и с берегов Большой Невы от самого Троицкого моста. Купол опирается на высокий барабан, окруженный коринфскими колоннами и завершается статуей ангела с крестом в руке, который был сломан в период «бескомпромиссной» борьбы с религией. Внутри церковь была светлой и просторной, стены ее были покрыты высокохудожественной росписью. В 1930-х годах интерьер здания был разделен горизонтальными перекрытиями на три этажа и вертикальными на клетушки, в которых разместились производственные мастерские. Церковь ожидает своего полного восстановления. Купол и высокая колокольня церкви перекликается с куполом Князь-Владимирского собора на противоположном берегу Малой Невы.
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Построен в 1858 г по проекту архитектора О.Монферана. Император Петр I решил увековечить день своего рождения (30 мая) постройкой храма в честь византийского святого Исаакия Далматского (VI в.), память которого совершается в этот день.
Престольный праздник: Святого Исаакия Далматского (VI в.) — отмечается 12 июня (30 мая по ст. стилю).
Адрес: 190000, С.-Петербург, Исаакиевская пл., 1.
Транспорт: ст. метро «Садовая, Сенная Площадь, Невский Проспект»; мрш. Т252.
Настоятель: священник Александр Порошин.
Одним из самых замечательных храмов Петербурга является знаменитый Исаакиевский собор, возведенный во имя святого Исаакия Далматского. Этот византийский подвижник жил во второй половине VI в. Он обличал ересь ариан, фактически не считавших Иисуса. Христа, Богом и выступавших против учения о Троице. В 325 г. на 1 Вселенском Соборе в городе Никея арианство было осуждено как ересь. Огромная заслуга в этом принадлежит святым Николаю Мирликийскому Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому. Однако арианство само собой не исчезло. Некоторые императоры, в частности современник святого Исаакия император Валент, исповедовали арианство и преследовали православных христиан.
Заключенный Валентом в тюрьму святой Исаакий пробыл в ней до предсказанной им смерти Валента и восшествия на престол православного императора Феодосия. Скончался святой в 383 г. 30 мая. Позднее этот день войдет в историю, как день рождения Петра I. Император решил увековечить день своего рождения возведением в 1707 г. рядом со зданием Адмиралтейства маленькой Исаакиевской церкви. Так неожиданно византийский святой стал небесным покровителем Петербурга. Церковь была построена в здании бывшего чертежного «амбара» Адмиралтейства. 19 Февраля 1712 г. в ней состоялось венчание Петра I с будущей императрицей Екатериной Алексеевной.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО на Серафимовском кладбище
Построена в 1907 г. по проекту А.Ф.Барановского при участии епархиального архитектора Н. П. Никонова. Настоятелем храма уже более 20 лет является старейший клирик Санкт-Петербургской митрополии РПЦ протоиерей Василий Ермаков.
Престольный праздник: Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца — отмечается 15 января (2 января по ст. стилю). Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903) — отмечается 1 августа (19 июля по ст. стилю).
Адрес: 197228, С.-Петербург, Серебряков пер., 1.
Транспорт: ст. метро «Старая деревня»; мрш. Э93, Т33А, Т182, Т25А, Т210А, Э411, Т32А, Э510; авт. 93, 210, 169, 110, 169а, 166; трл. 40, 23, 25; трм. 18.
Телефон: 430-14-32; 430-15-50.
Настоятель: протоиерей Василий Ермаков.
В 1903 г. по ходатайству причта Благовещенской церкви в Старой Деревне Санкт-Петербургской епархией были приобретены земли севернее полотна Приморской железной дороги для организации на них нового городского кладбища. Было принято решение о строительстве храма на территории нового кладбища. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний дал разрешение на постройку храма, который был освящен во имя преподобного Серафима Саровского; по названию храма и само кладбище получило название Серафимовского.
Деревянная церковь была построена по проекту Александра Федоровича Барановского при участии епархиального архитектора Н. П. Никонова. Закладка храма была произведена 25 июля 1906 г., а к концу октября здание было уже построено; 1 марта 1907 года оно было освящено протоиереем Н. А. Травинским во имя преподобного Серафима Саровского.
Преподобный Серафим, в миру — Прохор Мошниц, происходил из семьи курских купцов; в 19-летнем возрасте в ноябре 1778 г. он стал послушником, а позже — иеромонахом Саровской пустыни под Тамбовом. В 1794 г. Серафим удалился на жительство в келью в лесу в пяти верстах от монастыря и жил там до своей смерти 1 января 1833 г. Еще при жизни он прославился многими чудесами. Архиепископ Черниговский Филарет говорил, что преподобный Серафим был «самым великим подвижником благочестия последних времен», В 1903 г. преподобный Серафим был канонизирован Русской Православной Церковью.
Одновременно с главным престолом храма, освященным во имя преподобного Серафима, были освящены и два придела: левый — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый — во имя мученицы Александры. Дубовый иконостас был сооружен на стредства купеца А.А.Николаева, а иконы для иконостаса пожертвол М.Н.Колчин. Художник Аннушкин написал икону «Явление Иисуса Христа иеромонаху Серафиму». Этот образ был пожертвован церкви купцом Ф.М.Минаевым. А.Д.Смирнов принес в дар церкви паникадило, бронзовую дарохранительницу и богослужебные сосуды, А.В.Балявин — три дубовых престола, А.И.Секунов — большое Евангелие в серебряном вызолоченном окладе с рельефными изображениями Воскресения Христова, Евангелистов и Рождества Христова, А.Д.Шершова — напрестольный крест и малое Евангелие.
Близ правого клироса главного придела была помещена главная святыня храма — образ преподобного Серафима Саровского с частицами его мощей, мантии и гроба, а также камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. За клиросами главного придела были размещены образа Казанской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца, пожертвованные в храм супругами Ивановыми. В правой части придела была помещена икона преподобного Серафима, написанная, возможно, еще при его жизни и находившаяся позже у ученика преподобного Серафима Иоасафа, позднее игумена Павло-Обнорского монастыря Вологодской губернии.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ (СМОЛЬНЫЙ) СОБОР
Построен в 1769 г. по проекту архитектора Б.Ф.Растрелли. Входит в комплекс зданий Смольного монастыря.
Престольный праздник: Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (355) — отмечается 26 сентября (13 сентября ст. стилю).
Адрес: 193124, С.-Петербург, пл. Растрелли, 3.
Транспорт: ст. метро «Чернышевская»; мрш. Т136; авт. 46, 26, 134; трл. 15.
Храм не возвращен.
Монастырь этот располагался на берегу Невы близ Смоляного двора. Отсюда и его неофициальное название — Смольный. В этом монастыре мечтала закончить свои дни императрица Елизавета Петровна. Монастырские корпуса образуют крестообразный многоугольник, на внутренних углах которого поставлены четыре небольшие церкви с изящными главками. В центре двора высится 92-метровая бело-голубая громада Воскресенского собора. Богатство отделки его фасадов не уступает роскошной декорировке Зимнего дворца.
По проекту Растрелли должна была быть возведена еще 140-метровая колокольня. Но после смерти архитектора строительство надолго затянулось и колокольня так и не была построена. Монастырь, отрывшийся в 1764 г., занимал лишь небольшую часть помещений и в 1797 г. был упразднен. Освободившиеся здания занял Вдовий дом, а построенное рядом архитектором Дж.Кваренги здание — Смольный институт благородных девиц для девушек из знатных семей. Завершено строительство Воскресенского собора было архитектором В.П.Стасовым в 1835 г. Яркий представитель стиля ампир, Стасов сохранил внешний «барочный» вид собора, но по существу вновь создал его интерьер, отделанный под мрамор и возвел три великолепных иконостаса и проповедническую кафедру, отделанную тончайшей резьбой. Храм, освященный 20 июля 1835 г., стал именоваться «Собором всех учебных заведений».
Судьба Смольного Воскресенского собора была печальной. Вскоре после октябрьского переворота его великолепное внутреннее убранство было сломано и расхищено. На долгие годы разоренный храм превратился в склад. Бывшие монастырские помещения заняли различные учреждения, часть отошла к Ленинградского горкому комсомола. В 1990 г. в здании храма открылся концертно-выставочный зал.
СПАС НА КРОВИ (ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА)
Построен в 1907 г. по проекту архитектора А.А.Парланда на месте убийства народовольцами императора Александра II.
Престольный праздник: Воскресение Христово — Пасха.
Адрес: 191186, С.-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2-б
Транспорт: ст. метро «Невский проспект — Канал Грибоедова».
Храм не возвращен.
На берегу канала Грибоедова (бывший Екатерининский канал), между Марсовым полем и Конюшенной площадью расположен храм, который хорошо виден со стороны Невского проспекта. Он находится на одной линии с левым крылом колоннады Казанского собора. Если Казанский собор можно было бы назвать самым «европейским» из православных храмов Петербурге, а может быть и всей России, то этот храм производит впечатление самого «неевропейского» петербургского храма, учитывая традиции петербургской архитектуры, ведущей начало от Петра I, «пробившего окно в Европу». Этот храм построен во имя Воскресения Христова, но в народе он более известен под наименованием «Спаса на крови». Храм был возведен в 1907 г. по проекту архитектора А.А.Парланда при участии настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (И.В.Малышева). Строился он по тем временам долго — 24 года. Этот храм является памятником первой царственной жертве революционного и антихристианского разгула конца XIX и начала XX века — Царю-Освободителю Александру II.
Велики были деяния этого царя-освободителя. Много славы и добра принес он России и русскому народу. Не случайно именно он был избран жертвой революционного террора, вдохновители которого боялись, что его дальнейшая государственная деятельность укрепит вековую любовь народа к царю и надежды на его высокий ум и доброе сердце. Хотя официально Александр II не причислен Русской Православной церковью к лику святых, именно с него начинается мартиролог, пусть даже неофициальный, новомучеников российских, среди которых немало и святых покровителей Санкт-Петербурга. Поэтому вполне правомерно считать, что храм этот является памятником всем петербургским новомученикам, всем, кто пал от рук террористов.