1. Крещение Руси.

Начало Христианства на белорусских землях неразрывно связано с крещением Руси киевским князем Владимиром в 988 году. До того времени все племена, названные Русью, исповедовали язычество. Главным божеством был Перун. Его капища и идолы стояли во всех городах, и люди приносили им жертвы. Грубость нравов и крайнее невежество господствовали повсюду. Во мраке суеверий и идолопоклонства народ погибал.

Счастливая мысль сделать Христианство государственной и народной религией на Руси зародилась у киевского князя Владимира давно, но осуществил он ее не сразу, т.к. для этого нужно было подходящее время.

О Христианстве в Киеве знали давно. Среди дружинников Владимира были христиане, для которых была в Киеве построена церковь в честь св. пророка Илии, существовавшая уже много лет. До Владимира киевская княгиня Ольга (ум. 969) была христианкой. Предпосылки для введения Христианства в Киевском государстве были, недоставало только смелого и твердого княжеского решения ввести здесь Христианство. И князь Владимир такое решение принял. В 987 году он сам крестился в г. Херсонес (Крым) в греческой колонии, а в следующем году по его велению и при его активном участии греческое духовенство крестило дружину князя, его бояр и жителей Киева. Крещение их было совершено в р. Днепр в торжественной обстановке. Это событие запечатлено в истории под названием Крещение Руси.

Но Владимир не остановился на крещении киевлян. Он послал духовенство крестить жителей всех городов, находившихся под его властью. Митрополит киевский Иларион (ум. 1062) пишет о кн. Владимире следующее: «Труба апостольская и громъ евангельскiй все грады и вся наша земля въ одно время стала славить Христа»1. Об этом же свидетельствует монах Иаков: «Крести же (Владимир) и всю землю рускую от коньца и до коньца и идолы съкруши и отверже всю безбожную прелесть»2. В Ипатьевской летописи говорится: «Володимеръ же просвѕщенъ самъ и сынове его и земля его… И нача ставити по градомъ церкви и попы и люди на крещенье приводити по всемъ градомъ и селом»3.

Князь Владимир княжил в Киеве еще 15 лет после крещения киевлян в 988 году. За это время при его содействии «варяги ославянились, язычники охристианизировались, варвары цивилизовались».

Св. крест в руках князя Владимира создал ему славу насадителя православной веры и распространителя высшей греческой культуры на Руси. Русская Церковь величает его в своих богослужебных книгах, как «начальника благочестiя и проповѕдника апостоломъ равнаго». За его труды по просвещению светом веры Христовой и за благочестивую жизнь Русская Церковь причислила его к лику святых и величает равноапостольным, во святом крещении Василием. Память его празднуется 15/28 июля.

Древние летописи не указали имен первых священников, крестивших Русь и трудившихся на ниве Христовой среди русских славян. Однако надо полагать, что кроме природных греков были среди них болгары, может быть и сербы, которые служили и проповедовали Евангелие на древне-болгарском языке, понятном прочим славянским племенам. Христианство насаждалось восточное, шедшее из православной Византии, из града Константинополя, где находилась кафедра Константинопольского патриарха. Польский историк ХVI века М. Стрыйковский говорит в своих хрониках: «Владимир Святославич принял крещение от митрополита, посланного с Востока патриархом, и с того времени все русские народы, находящиеся в Белой, Черной, восточной, полуночной и полуденной Руси, твердо и непоколебимо стоят в христианской вере, по обрядам и уставам греческим, под верховной властью Константинопольского патриарха»4. Латинского католичества на Руси не было.

2. Устроение Церкви на Руси.

Крестившиеся и уверовавшие во Христа русские племена вошли в состав Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. На Руси она стала называться Русской, а по вере Православной. Со дня крещения Руси началась жизнь и история Русской Православной Церкви.

Православная Церковь имеет свою священную иерархию, Богом установленную, состоящую из трех степеней: епископ, пресвитер или священник и диакон. Высшая из них есть степень епископа, как преемника святых Апостолов Христовых. В каждую степень иерархии избранное лицо посвящается посредством возложения рук епископом, а во епископа — несколькими епископами. Молитвенное призывание Святого Духа является необходимым условием возведения в священную степень. Посвящение избранных лиц в определенную степень церковной иерархии называется таинством священства. Оно есть одно из семи таинств Православной Церкви. Без церковной иерархии или священства Православная Церковь не может быть и не может называться православной.

Каждая степень священства имеет свои определенные права и полномочия для служения в Церкви. Епископ — самый главный учитель, правитель епархии и первый священнослужитель. Пресвитер или священник получает свои полномочия и права от епископа, его посвятившего. Диаконы являются помощниками и сослужителями епископа или пресвитера при совершении богослужений. Соответственно степени при посвящении испрашивается и благодать Святого Духа. Епископы и пресвитеры поставляются пасти стадо христово, то есть получают власть учить верующих догматам христианской православной веры, совершать таинства и вести их по пути нравственного христианского совершенствования.

Князь Владимир Святой знал о церковной иерархии и значении ее в Церкви, поэтому он позаботился об установлении ее во всех городах своего государства. Он сознавал, что недостаточно только крестить людей, надо развить в них христианские понятия и подготовить их для духовной жизни. Исполнение этой задачи возлагалось на православное духовенство. Для облегчения этой задачи Владимир открыл епископии в Киеве, Белгороде, Полоцке, Турове, Владимире-Волынске, Чернигове, Новгороде, Ростове на севере, Тмутаракани на юге. Эти епископии были духовно-церковными центрами, из которых распространялась и укреплялась православная вера и развивалась церковно-религиозная жизнь: создавались христианские общины, строились храмы, открывались монастыри и школы грамоты. Это имело огромное значение для после-языческой Руси во всех ее областях, даже самых отдаленных.

3. Учреждение Киевской митрополии.

Из открытых при св. Владимире епископий старейшей и первенствующей была киевская. Епископ Арсений указывает, что во времена киевских князей Аскольда и Дира еще в 865 году в Киеве был епископ Алексей и священники Афанасий и Кирилл, присланные сюда Константинопольским патриархом Фотием с миссионерской целью. Тогда ими были крещены князья и часть народа, для которых была построена церковь св. прор. Илии5. Спустя двадцать лет тот же патриарх Фотий снова послал духовную миссию в Киев. В Густынской летописи говорится: «Въ лето 886 прiиде Михаилъ митрополитъ въ Русь, посланъ отъ Василiя Македонина, царя греческаго, и Фотiя патрiарха, иже, уверяя Русь, вверже евангелiе въ огнь, и не сгоре, и симъ чудомъ ужаси Русь и многiя крести»6. Имя этого митрополита возносится за каждым всенощным бдением на литии и на других богослужениях в русских православных храмах, как святого.

Первым митрополитом на киевской кафедре при св. Владимире был Леонтий или Леон. Старинное сказание повествует, что «крестися Володимеръ и взя у Фотiя патрiарха у царьградскаго перваго митрополита Кiеву Леона»7. Но летописец ошибается в имени патриарха. Во времена св. Владимира Константинопольским патриархом был не Фотий, а Николай Хризоверг (983-996). Для нас важно в данном случае имя Киевского митрополита. Этот митрополит крестил не только киевлян в 988 году, но и жителей других городов на Руси. Вскоре после Киева были крещены полочане, крывичи, дреговичи, новгородцы, ростовцы и др.

С самого начала Христианства на Руси киевская епископская кафедра заняла почетное и важное положение в Русской Православной Церкви. В отличие от прочих русских епископов киевские святители носили титул митрополита. В течение ряда последующих веков этот титул был единственным на Руси и сохранялся за киевским епископом.

Титул митрополита пришел на Русь вместе с православной верой от греков. В греческой церковной практике этим титулом величались епископы главных городов провинций, как административных округов, на которые была поделена Византийская империя. Там эти города назывались митрополиями. Слово «митрополит» образовалось от греческого «митрополис», что означает: «матир» — мать и «полис» — город. По примеру греческой практики Олег назвал Киев: «Се буди мати градомъ руськымъ». Такое название Киева в те времена было новостью на Руси, потому летописцы передали его, как пророческое откровение. Для Киева это название имело большое значение, так как еще более возвеличивало его в глазах русских. Для Руси Киев был не только столичным городом великого князя, но и матерью городов русских. Это усиливало авторитет Киевского митрополита, как первоиерарха или главы всей Русской Православной Церкви, которая тогда и в последующее время именовалась Киевской митрополией.

4. Первые епископы в Беларуси.

Удельные княжества Полоцкое и Туровское признавали верховную власть великого князя киевского. Обращение в Христианство жителей этих княжеств совершилось в том же порядке, как и прочих обитателей Руси. Летописи умалчивают о времени крещения полочан, крывичей, дреговичей и других славянских племен Руси. Многие летописи пропали в безвременье: погибли во время войн, пожаров и разных народных бедствий, которые в те времена были частыми. Этим объясняется, почему не сохранились древние летописи Полоцка, Турова и др. церковных и культурных центров Беларуси.

Первая епископия в Беларуси была основана в 992 году в Полоцке. Первый полоцкий епископ, упоминаемый в летописи, был Мина, посвященный в этот сан в 1105 году8. С 1411 года полоцкие епископы часто величались архиепископами. Царь московский Иван Грозный, взявши Полоцк в 1563 году, поставил в нем своего епископа и величал его архиепископом. К полоцкой епископии принадлежали области Минская, Витебская, Мстиславльская и Могилевская. Впоследствии полоцким епископам подчинялись православные в г. Риге, где была церковь св. Николая.

О Туровской епископии сохранилось древнее летописное сказание, которое повествует следующее: «Третiе богомолiе епископiю постави въ Туровѕ въ лѕто 6513 (1005) и придахъ къ ней городы и погосты въ послушанiе и священiе, и благословенiе держати себѕ Туровской епископiи: Пинскъ, Новогородокъ, Городень, Берестье, Волковыескъ, Здитовъ, Неблестескъ, Дубовица, Высочко, Случескъ, Копысь, Ляховъ, Городокъ, Смѕдяне, и поставихъ перваго епископа Фому, и придахъ села, винограды, земли бортныя, волости со всъми придатки… Святому Спасу и святѕй Богородицѕ»9. Из этого свидетельства видно, что епископия эта учреждена св. Владимиром вскоре после Полоцкой. Границы ее простирались далеко на запад, охватывая всю Западную Беларусь без Виленщины, а также небольшую часть нынешней Волыни. В 1440 году кафедра епископов туровских была перенесена в г. Пинск.

В 1137 году по велению князя Ростислава Мстиславича Смоленского (1127-1159) была открыта епископия в Смоленске, выделенная из епископии Переяславльской. Произошло это против воли переяславльского епископа. При открытии этой епископии кн. Ростислав сделал в своей жалованной грамоте следующую оговорку: «Аще епископъ, который начнетъ несытствомъ хотя итти въ Переяславль и сiю епископiю приложитъ къ Переяславлю, да буди ему клятва»10. Этим завещанием он хотел сохранить самостоятельность Смоленской епископии. Границы ее не указаны.

5. Духовно-религиозное состояние народа и святые в Беларуси.

С принятием православия на Руси в народных массах произошли глубокие внутренние процессы духовного возрождения. Недавние грубые язычники под влиянием учения Православной Церкви становились благочестивыми христианами: среди них увеличивались добродетели и поднялась нравственность. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи, новые понятия; люди стремились осуществить их в своей жизни. В этом духовном стремлении выделялись особенно религиозно настроенные люди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы и подвижнической жизни. Они становились монахами, в числе которых были как люди знатные, так и простые. Монашеская жизнь привлекала многих своей нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни. В истории вошло мало имен выдающихся подвижников, прославившихся в Беларуси, но некоторые из них сохранились в памяти народной и переданы потомству, окруженные ореолом святости. Церковью они причислены к лику святых. Имена их назовем ниже.

Св. Евфросиния, княжна полоцкая, в миру Предислава, с юных лет подвизавшаяся в женском монастыре в г. Полоцке. Она была дочерью полоцкого князя Георгия Всеславича. Двенадцати лет она тайно постриглась в монахини и с разрешения полоцкого епископа первое время жила при храме св. Софии в том же Полоцке. Затем она основала близ города монастырь и убедила постричься там в инокини своих родственниц. В преклонных летах преподобная совершила паломничество в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. В 1173 году она там и скончалась. Мощи ее были перевезены в 1187 году в Киев, где почивали в пещерах Киево-Печерской лавры. В 1910 году ее мощи перенесли в Полоцкий Спасов монастырь11.

Под влиянием св. Евфросинии постриглась в монашество ее тетка, жена полоцкого князя Романа Всеславича; ее родная сестра Гродислава, в иночестве Евдокия; ее две племянницы, родные сестры Киринея и Ольга, в иночестве Агафия и Евфимия, дочери ее брата Вячеслава; ее двоюродная сестра Звенислава, в иночестве Евпраксия. Все эти княжны инокини жили и подвизались в Полоцком Спасовом женском монастыре, основанном преп. Евфросинией.

Кроме этих подвижниц в Полоцке прославились святостью своей жизни три полоцких епископа: Мина, умерший около 1116 года; Дионисий, умерший около 1182 года и Симеон, переведенный на тверскую кафедру, скончавшийся в 1280 году.

К тому же раннему периоду истории Беларуси относятся имена святых угодников, прославившихся в г. Турове. Из них первым был св. Кирилл, епископ туровский. Он был сыном богатых горожан г. Турова. Мальчик с юных лет полюбил чтение, выучился греческому языку и читал греческие книги. Выросши, он постригся в Борисоглебском монастыре в своем родном городе. Через несколько лет после иноческого пострига он уединился в устроенной им башне, где усердно молился и проводил время в чтении собранной им литературы не только святоотеческой, но и светской, благодаря чему сделался образованнейшим иноком своего времени. За святость жизни и ученость он был избран епископом на туровскую кафедру. Его проповеди сохранились до нашего времени, они отличаются высокими литературными достоинствами и проникнуты мудростью и убедительностью. Современники называли его «Златоустом». В 1182 году св. Кирилл оставил епископскую кафедру и затворился в монастыре. Вскоре после его кончины последовавшей вероятно в 1183 году, началось его местное почитание, а во второй половине ХIII века в «Прологе» он уже именуется святым.

Преемником его на туровской кафедре был Лаврентий. Он принял постриг в Киево-Печерском монастыре, а затем некоторое время подвизался затворником в Дмитриевском монастыре. Когда св. Кирилл оставил туровскую епископскую кафедру, Лаврентий был избран на его место. Сведений о его трудах и о времени его кончины не сохранилось.

В Туровском Борисоглебском монастыре подвизался преп. Мартин, о котором упоминается в летописях с 1144-1146 г.

В Смоленске прославился святостью своей жизни преп. Авраамий, родившийся в 1172 году. После смерти родителей он роздал свое имение бедным и, облекшись в рубище, некоторое время вел жизнь нищего юродивого. Затем в молодом еще возрасте принял монашество в пригородном Богородичном монастыре, где показал себя строгим аскетом, пребывавшем «въ бденiи и алканiи день и нощь». Преподобный Авраамий скончался около 1220 года.

Современником Авраамия в Смоленске был св. Меркурий, прославившийся иным подвигом — жертвою своей жизни на поле брани. Он был убит татарами во время их нашествия в 1239 или 1240 году.

Учеником преп. Авраамия был преп. Ефрем, скончавшийся около 1238 года в Смоленске.

Св. Андрей, князь смоленский, в молодые годы удалился в г. Переяславль Залесский, где поселился при церкви св. Николая и был принят на должность пономаря этой церкви, которую исполнял в течение тридцати лет. Скончался 27 октября 1390 года. При похоронах на теле его нашли княжескую золотую цепь и перстень, тяжелые вериги и «малую хартию» с надписью его рукою: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братiй моих оставил княженiе мое и дом мой». Св. мощи его были обретены преп. Даниилом Переяславльским в 1539 году.

Св. Харитина, княжна литовская, ум. в 1281 году.

В Вильно почивают мощи святых мучеников Антония, Евстафия и Иоанна, пострадавших в 1347 году за веру православную. Митрополит киево-московский Алексий в 1364 году установил праздник в память их во всей Русской Церкви. Мощи их были открыты для поклонения в 1826 году в пещере в церкви Св.-Духова монастыря, где почивают ныне. Кроме этих святых, известны своими подвигами св. Павел, мученик виленский, и св. Леонтий Карпович, виленский архимандрит, впоследствии епископ владимиро-волынский, умерший в 1617 году.

В г. Бресте в 1648 году был замучен поляками игумен брестского Симеоновского монастыря Афанасий Филиппович, причисленный Церковью к лику святых.

В Слуцком монастыре почивали нетленные мощи праведной Софии Олелькович, княжны слуцкой, и отрока Гавриила, замученного евреями в Заблудове в 1690 году. Мощи св. Гавриила перевезены были из Заблудова в 1755 году в Св.-Троицкий монастырь гор. Слуцка. Коммунистические власти в 30-годах нашего столетия перевезли эти мощи в антирелигиозный музей в Минске, где они находились до немецкой военной оккупации 1941-1944 гг. При немцах, когда возобновилась разрушенная церковная жизнь, православное духовенство перенесло из музея мощи этих святых в Преображенскую церковь. Теперь судьба их неизвестна, так как церковь эта закрыта советскими властями.

В монастырях Беларуси спасались многие иноки и инокини, которые Церковью не прославлены, как угодники Божии. Самыми замечательными личностями из них были:

Рогнеда, княжна полоцкая, жена киевского князя Владимира, отпущенная им после его крещения на родину вместе с сыном Изяславом. Рогнеда построила монастырь в Изяславле недалеко от Минска и приняла в нем иночество с именем Анастасия.

Великий князь литовский Войшелг Давид Миндовгович, о котором повествуется в летописи, что он «прiиде в Новогородок и учини себѕ монастырь на реке Немани, межи Литвою и Новым Городком, и ту живяше»12. Его монашеское имя было Лаврентий, а основанный им монастырь стал называться Лавришевским. В этом монастыре подвизался князь Рымонт Тройденович, «иже в чернечествѕ сый, имя ему чернеческое Елисей»13. В крещении он был назван Лавр или Лаврентий.

По летописным сказаниям, великий князь литовский Ольгерд — Александр перед кончиной принял монашеский постриг с именем Алексей14.

Весь великокняжеский литовский род был православным по вере. В Густынской летописи говорится о великом князе Миндовге, который перед смертью «прiят вѕру христiанскую от восток со многими своими бояры»15.

Великий кн. Гедымин имел семь сыновей, и все они были женаты на православных княжнах и сами исповедовали православную веру.

Двенадцать сыновей великого князя Ольгерда были православными. Сам он был женат первым браком на Марии Ярославне, княжне витебской, а вторым браком — на Иулиании, княжне тверской. Его сыновья носили православные христианские имена, напр.: Вингольд — Андрей, князь полоцкий, позднее псковский; Корибут — Дмитрий, князь брянский и новгород-северский; другой Дмитрий, князь трубчевский, родоначальник князей Трубецких; Владимир, князь бельский, родоначальник князей слуцких Олельковичей; Киригайло — Константин, кн. мстиславльский, родоначальник князей Чарторыйских: Ягайло, в католичестве Владислав, король польский; Виганд — Феодор, князь подольский; Зодзевит — Иоанн, в католичестве Казимир; Скиргайло — Иоанн, князь трокский, потом киевский; Лугвений — Симеон, кн. виленский, впоследствии мстиславльский ; Мингайло — Василий, князь пинский; Свидригайло — Лев, князь витебский, впоследствии великий князь литовский. Православными были также все дочери Ольгерда.

Сыновья великих князей литовских женились на русских православных княжнах. Так, напр., Любарт Гедыминович первым браком был женат на дочери владимиро-волынского князя, а вторым браком — на дочери князя ростовского Константина. Из сыновей Ольгерда кн. Евнутий был женат на витебской княжне; Лугвений — на дочери великого князя московского Дмитрия Донского Марии; кн. Свидригайло — на дочери князя тверского Бориса.

Дочери великих князей литовских выходили замуж за православных русских князей. Из множества примеров можно вспомнить следующие: дочь Ердвилла была замужем за князем галичским Даниилом, дочь Гедымина состояла в супружестве с великим князем московским Симеоном Ивановичем, вторая дочь его вышла замуж за галичского князя Юрия Андреевича, третья дочь — за тверского князя Дмитрия Михайловича; Мария Кейстутовна была замужем за тверским князем Иваном Михайловичем; четыре дочери Ольгерда вышли замуж за русских князей; дочь великого князя литовского Витовта София была супругою великого князя московского Василия Дмитриевича. Некоторые дочери великих князей литовских выходили замуж за нерусских и неправославных князей и принимали веру своего мужа: Анна Гедыминовна, вышедшая замуж за польского короля Казимира Великого, и названная Альдоной; Мария Гедыминовна, вышедшая замуж за Болеслава и т.д. Эти браки свидетельствуют, как глубоко проникло православие в семьи литовских князей. Православие было господствующей религией в Великом Княжестве Литовском, в том числе во всей Беларуси, до династической унии 1386 года.

6. Храмы и монастыри.

Православные храмы в Беларуси строились в большом количестве. Князья, бояре и народ любили созидать их. На это не жалели ни средств, ни труда. Любовь к храмостроительству, развившаяся в раннюю пору Христианства на Руси, сохранилась в русском народе до последних времен. О количестве церквей в городах можно судить по следующим летописным свидетельствам. Так, в одном Киеве к концу жизни св. Владимира (ум. 1015) было до 400 храмов. По Никоновской летописи в киевском пожаре в 1017 году сгорело до 700 храмов. Лаврентьевская летопись сообщает, что в 1124 году сгорело 600 церквей, в Турове к концу XVI века было до 80 церквей. Для небольшого города, каким был в то время Туров, давно переставший быть столицей княжества, это число храмов весьма велико. В Вильно в первой половине ХVI в. существовало до 20 церквей. Гванини в своем описании «Европейской Сарматии» (1578 г.), говоря о вере православных, писал, что в Вильно находилась митрополичья кафедра в храме Пречистой. О храмах в других городах Беларуси не сохранилось летописных указаний. Это объясняется тем, что летописи погибли в огне пожаров церквей и монастырей, где они хранились.

Пожары в древней Беларуси были часты и разрушительны. Они легко уничтожали деревянные постройки. Дома и церкви строились преимущественно из дерева, потому что такие постройки стоили дешево, а деревянного материала было сколько угодно, да и возить его не приходилось издалека. Каменных палат и храмов в городах было очень мало, потому что построение их обходилось дорого. Строили из тесаного камня специальные вызванные мастера. Особенно художественно строились каменные храмы, которые своей архитектурой отличались от деревянных.

Белорусы любили свои храмы и неукоснительно посещали все богослужения. В отдаленные времена храмы и монастыри являлись очагами культуры и просвещения; они поднимали народ духовно и укрепляли в нем религиозность и благочестие. Все историки высоко оценивают духовно-воспитательную роль монастырей в Древней Руси.

Князья и бояре понимали высокое значение монастырей и охотно строили их на свои средства, делая большие жертвы в пользу этих монастырей. Пожертвования они вносили в монастыри на вечное поминовение своей души. Это свидетельствует о высокой религиозности высших слоев белорусского населения.

История не сохранила названий всех монастырей, существовавших в Беларуси со времени введения Христианства. Есть основание предполагать, что число их было очень велико. В каждом епископском и княжеском городе был построен монастырь, а то и несколько. В монастыре обычно имели свое местожительство епископы и находилась их архиерейская кафедра. Строились они преимущественно в пустынных местностях где-либо на берегу реки или в лесной глуши. В тиши монашеских келий, вдали от житейской суеты предавались аскетическим подвигам монахи, ушедшие из мира и добровольно посвятившие себя духовно-созерцательной жизни. Многие из них достигали высокой святости и тем привлекали к себе верующий народ, ищущий наставления, молитв и духовного утешения у старцев-подвижников. Огромно было положительное влияние монастырей на нравственность и духовность народа.

Сохранились краткие сведения о древних монастырях в Беларуси, которые суть нижеследующие.

Монастыри виленские. Св. Троицкий мужской, основанный в середине 1330 г. в Вильно, в котором первую церковь Св. Троицы построила Мария, супруга великого князя литовского Ольгерда. Церковь и монастырь сначала были деревянные, но в 1514 г. кн. Константин Острожский построил каменные. Этот монастырь был одним из наиболее известных в Беларуси. Настоятелями его были: Макарий, избранный в митрополита киево-литовского, а также Зосима, присутствовавший на Виленском соборе в 1509 году.

Св. Духов мужской в Вильно, основанный в конце ХVI в. усердием Виленского братства. Благотворителями его были: кн. К. Острожский и Лаврентий Древинский, виленский чашник. Они устроили в нем типографию, училище и богадельню.

Рождественский мужской в Троках, построенный в 1384 году вел. кн. Витовтом. Две церкви с монастырем в городе составляли Трокскую архимандрию. Монастырь принадлежал к числу королевских бенефиций и находился вне власти митрополита.

Св. Духов мужской в м. Сурдегах в Жмуди, основанный около 1550 г. Анной Шишанкой-Ставецкой, местной помещицей. Главная святыня монастыря — чудотворная икона Богоматери, именуемая Сурдегской.

Рождество-Богородичный в селе Березвечи Дисненского уезда, основанный Виленским воеводой Корсаком в начале ХVII века.

Голдовский мужской в с. Голдово Лидского уезда.

Кронский Троицкий мужской в м. Кроне Трокского уезда.

Преображенский Койданский в м. Койданы Ковенского уезда.

Воскресенский мужской в Дисне, существовавший с ХVI в. В 1633 году о нем упоминается в летописях.

Благовещенский мужской в Друе. Время основания неизвестно.

Успенский мужской в м. Евье Трокского уезда, основанный в 1619 году.

Имеются исторические указания, что в Вильно существовали Георгиевский и Благовещенский монастыри, но время основания их неизвестно.

Великой святыней г. Вильно является чудотворная икона Божией матери «Остробрамская». О происхождении ее существуют две версии. По одной она привезена в Вильно вел. кн. Ольгердом из Херсонеса после победы над татарами и вторжения в Крым в 1363 году. Сначала икона находилась в Св. Троицкой обители, но впоследствии была перенесена в находившуюся вблизи монастыря часовню у Острого или Русского конца города. В конце ХV века, когда вокруг Вильно была построена стена, при Остром конце ее были сооружены главные ворота в виде башни с часовней над ними. Туда и перенесли икону Богоматери. Прежнее ее название Корсунской стало забываться, а утвердилось название Остробрамской. В начале ХVII в. вице-канцлер Стефан Пац и виленский бургомистр Дубович построили при часовне католический монастырь и отдали его кармелитам. Когда в 1829 году лик иконы был промыт и очищен, обнаружена на иконе славянская надпись: «Честнейшую херувимъ». По другой версии икона считается чудесно явившейся на виленских городских воротах 14 апр. 1341 года.

Гродненские монастыри. Гродно — один из древнейших западно-белорусских городов. Он был столицей Гродненского княжества.

Уже в 1185 году в нем было много каменных церквей. К ХII веку относится построение на высоком берегу р. Неман каменной Борисоглебской церкви на Каложи, отчего церковь и получила название Каложской. При этой церкви был основан мужской Борисоглебский монастырь. После смерти его благотворителей Богушей-Боговитиновичей патронат над монастырем приняли Воловичи, которые расхищали монастырское имущество. После смерти Гринко Воловича польская королева Бона отдала монастырь его супруге католичке, которая его грабила, истребляла леса и рощи и издевалась над монахами. При самом начале унии монастырь был обращен в униатский с титулом архимандрии. Местность, где стоял монастырь, разрушена водой р. Неман. Ныне церковь на Каложе стоит на отвесном берегу, укрепленном каменной стеной. В 1853 году часть стены старого храма обрушилась в воду. В 1896 году на средства Иосифа, епископа гродненско-брестского, стена была заменена деревянной, легкой.

В начале ХVI века в Гродно был построен женский Рождество-Богородичный монастырь, который просуществовал до нашего времени.

Благовещенский мужской в м. Супрасле, основанный наваградским воеводою Александром Ходкевичем в 1498 году. В 1500 году монастырь был перенесен на весьма уединенное место среди леса, в 20 верстах от г. Белостока. В 1589 году в нем останавливался Константинопольский патриарх Иеремия, низложивший архимандрита Тимофея Злобу за буйство и разные преступления.

Успенский мужской в Заблудове, основанный фамилией Ходкевичей в начале ХV века. В 1568 году гетман Григорий Ходкевич устроил в нем типографию, в которой московскими типографами Федоровым и Мстиславцем печатались церковно-богослужебные книги. Типография просуществовала недолго и около 1576 года была перенесена в Супрасль. В Заблудовском монастыре был погребен в 1690 году муч. младенец Гавриил, мощи которого перенесены в 1775 году в Св. Троицкий Слуцкий монастырь.

Наревский Воскресенский мужской в г. Нареве, Гродненской губернии.

Воскресенский мужской в м. Каменце-Литовском, Гродненской губернии.

Успенский мужской в м. Жировичи в 10 верстах от г. Слонима. В 1470 году на месте монастыря в лесу на грушевом дереве явилась чудесным образом в сиянии икона Божией Матери, которую увидели пастухи и отнесли вельможе Александру Солтану. Изображение Богоматери запечатлено на небольшом камне овальной формы. На месте явления иконы была построена деревянная церковь, куда и перенесена св. икона. В середине ХVI века здесь уже существовал монастырь. Икона прославилась многими чудесами и названа «Жировицкой». Ее почитали и православные, и католики. Польские короли запрещали евреям селиться в Жировичах. В униатское время при монастыре находилась униатская духовная семинария, а также имели свое местопребывание униатские епископы.

Семеновский мужской в г. Бресте (Берестье). Время основания его неизвестно. В середине ХVII века настоятелем был игумен Афанасий Филиппович, замученный в 1648 году.

В ХV веке в г. Дрогичине существовали монастыри: Св. Троицкий на левом берегу р. Буг на Крашченской горе и Спасский на правом берегу той же реки.

Николаевский мужской в г. Бельске.

Спасский мужской в г. Кобрине, основанный в ХV веке кобринскими князьями, потомками Гедымина. В этом монастыре похоронен последний князь этого рода.

Яблочинский Онуфриевский мужской на берегу реки Буга в Подлесском уезде. С 1620 года в нем жил долгое время православный епископ Паисий Черкавский, посвященный на Холмскую епархию.

Монастыри витебско-полоцкие. Спасский женский в гор. Полоцке, основанный св. Евфросинией, княжной Полоцкой, которая в нем жила и подарила крест с надписью: «В лето 6669 (1161) прокладаеть Офросинья чьстьное древо бесценьно есть, акованье его злото и серебро и каменье и жьнчюгъ в 100 гривнъ. Да не изнесеться изъ манастыря никогда же яко ни продати, ни отдати аще се кто преслушаеть изнесеть и от манастыря да не буди емоу помощьникъ чьстьный крестъ ни въ сь векъ, ни въ боуд(оу)щiй и да боудть проклять Святою Животворящею Троицею и святыми отци 300 и 50 семiю съборъ святыхъ отецъ и боуди емоу часть сь Iюдою иже преда Христа. Кто же дрьзнеть сътворити съ властелинъ или князь, или пискоупъ или игоуменья или инъ которыи любо человек а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Христова сьтяжавъши крестъ сiй, прiиметь вечную жизнь съ всь(м)и святыми». Крест св. Евфросинии похищен во время Отечественной войны 1941-1944 гг. До основания этой обители здесь существовала древняя церковь Спаса, в которой были погребены полоцкие епископы, среди них Мина, поставленный в 1105 году. Основание монастыря относится к 1125 году.

Мариин мужской, основанный близ Полоцка св. Евфросинией около 1150 г., в котором находилась чудотворная икона Богоматери, привезенная основательницей из г. Ефеса. В ХVII веке св. икона перемещена в Торопецкий Покровский собор.

Предтеченский мужской на острове р. Двины, существовавший уже в ХIV веке. Согласно грамоте, пожалованной монастырю его основателем полоцким князем Онуфрием, монастырь не подлежал ведению местных епископов.

Борисоглебский мужской над ручьем Бельчица, основанный полоцким князем Борисом Гинвиловичем в 1190 году. Полоцкие епископы были его настоятелями.

Троицкий мужской за р. Полотою, известный по жалованной грамоте полоцкого князя Андрея Ольгердовича, убитого на войне с татарами при р. Ворксле в 1399 году. Монастырь сожжен до основания поляками в 1579 году.

Вознесенский, упомянутый в судной грамоте полоцкого архиепископа Германа Хрептовича в 1553 году.

Петровский в верхнем Полоцком замке, основанный полоцким князем Михаилом около 1235 года.

Воскресенский или Мошенецкий в нижнем Полоцком замке, основанный полоцким князем Юрием и княгиней Агриппиной.

Богородицкий за городом Полоцком.

Богоявленский над Двиною в Полоцке, достопамятный посещениями московских государей: Ивана Грозного в 1563 году, Алексея Михайловича в 1656 году, Петра Великого в 1705 году и Екатерины II в 1780 году.

Михайловский Городецкий за р. Полотою, основанный князьями Петром и Иваном Морожскими.

Николаевский на р. Лучне, основанный в ХIII веке епископом Симеоном Новгородцем. По случаю притязаний на этот монастырь полоцкого епископа Луки, тамошние бояре и мещане просили великого князя литовского Александра в 1496 году о взятии его в свое княжеское ведение. «И положили бояре передъ нами евангелiе и въ евангелiи записано, што тотъ монастырь здавна подаванье наше господарское. И мы, тому вразумѕвши, тотъ монастырь святаго Николы на Лучнѕ къ нашему подаванью взяли есьмо, а владыцѕ полоцкому ненадобѕ въ тотъ монастырь вступатися» — говорится в грамоте.

Древние монастыри. Время основания их неизвестно:

Добейский близ Витебска, упоминаемый в 1406 году.

Преображенский или Заполотский.

Космодемьяновский за р. Полотой в Заполотье.

Пятницкий на р. Бельчице.

Георгиевский, упоминаемый в 1582 году.

Пречистенский женский, упоминаемый в 1553 году.

Преображенский мужской в г. Невеле.

Марков мужской в г. Витебске, основанный в ХVI в. монахом Марком на берегу р. Двины.

Монастыри минские и туровские.

Троицкий мужской в г. Новогородке или Наваградке, упоминаемый в грамотах в середине ХVI века.

Лавришевский на берегу р. Неман, мужской, основанный в 1262 году великим князем литовским Войшелгом, в иночестве Лаврентием.

Петропавловский женский в г. Минске, основанный Анною Стеткевич. Впоследствии этот монастырь переименован в мужской. В 1670 году в нем жил греческий македонский митрополит Софроний, рукополагавший священников для Беларуси.

Вознесенский женский в г. Минске, упоминаемый в летописях. Король Сигизмунд отдал его униатам в 1613 году.

Николаевский мужской в Минском замке, в котором находился дом литовских митрополитов.

Троицкий в г. Слуцке. Основанный давно. Одно время настоятелем его был Михаил Рогоза, впоследствии Киевский митрополит, принявший унию.

Спасо-Ильинский женский в г. Слуцке. До 1611 года он был мужским.

Покровский женский в Соломоречьи, основанный в середине ХVI века князьями Соломорецкими.

Преображенский мужской в г. Слуцке, основанный около 1600 года Иваном Скочкевичем. В нем проповедовал некоторое время св. Дмитрий Ростовский, когда был иеромонахом.

Богоявленский мужской в Пинске. Основание его относится к первой половине ХII века. В 1799 году в этот монастырь перевели монахов из Минского Петропавловского монастыря.

Лещинский мужской около Пинска. В этом монастыре проживали епископы пинские. Униаты его закрыли в 1605 году.

Богословский мужской в Грозове, основанный в 1600 году Володковичем.

Успенский женский, расположенный на берегу р. Морочи близ селения Мороч на Полесье.

Преображенский мужской в Дятлове недалеко от Наваградка, основанный в 1622 году Константином Долматом.

Купятичский Введенский мужской около г. Пинска. На месте обители явилась 15 ноября 1182 года икона Божией Матери, названная Купятичской, в ХVIII столетии перевезенная в Киевский Софийский собор. В этой обители подвизался короткое время священномуч. Афанасий Брестский.

Зиминский в Заславле, женский, основанный кн. Рогнедой-Анастасией, женой киевского кн. Владимира.

Прилукский в с. Прилуках, основанный Анной Стеткевич.

Селецкий Воскресенский в с. Сельце, основанный в начале ХVII в. Тышкевичем. В 1751 году жмудский литовский римо-католический епископ Антоний Тышкевич отнял его от православных.

Спасский мужской в с. Брачино-Ключи.

Благовещенский женский в том же селении, основанный кн. Адамом Вишневецким в 1609 году.

Новодворский Успенский мужской в Пинском уезде, основанный в 1618 году, в котором жил в 1677 году св. Дмитрий Ростовский. В этом монастыре находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Варваринский женский в Пинске, основанный в 1581 году кн. Феодором Ярославичем.

Борисоглебский мужской в Турове. В нем подвизался в каменном столпе св. Кирилл, впоследствии епископ туровский.

Старинные монастыри: Петропавловский мужской в Старицах, Слуцкого уезда и Николаевский в Грозове.

Воздвиженский мужской в Цепре в Наваградчине, захваченный в 1696 году униатами при участии кн. Доминика Радзивилла.

Монастыри могилевско-мстиславльские.

Спасский Богоявленский мужской в Могилеве, основанный в 1619 году кн. Огинским. В нем имел свою резиденцию православный могилевский епископ в 1632 году. В 1635 году был отобран униатами, а в 1674 году возвращен православным.

Св. Духов мужской в Буйничах недалеко от Могилева на р. Днепре, основанный в 1633 г. Богданом и Еленой Стеткевич.

Богоявленский мужской в г. Орше, основанный в 1623 г. иеромонахом Иоилем и называвшийся лаврой, так как имел много братии.

Успенский мужской в 8 верстах от г. Мстиславля на берегу р. Ослянки, основанный в 1380 году кн. Лугвением-Симеоном Ольгердовичем.

Вознесенский Борколабовский женский в 3 верстах от Жлобина, основанный в 1641 г. Стетковичем. В нем находилась чудотворная икона Богоматери, называемая «Борколабовская».

Успенский женский в 2 верстах от г. Орши, основанный в 1631 г. Богданом Стеткевичем.

Вознесенский женский в 10 верстах от Мстиславля в селе Мазолевщина, основанный в 1665 г. Марианной Суходольской.

Преображенский мужской в 10 верстах от с. Дубровицы, Чириковского уезда.

Св.-Троицкий мужской на берегу р. Кронки, основанный в 1629 году.

Вознесенский женский в Старобыховском уезде, неизвестно когда основанный.

Николаевский Нагорно-Замковый мужской, основанный в ХV веке.

Пустынский в 5 верстах от Мстиславля, в котором находилась чудотворная икона Божией Матери. В 1500 и 1526 годах монастырь уже существовал.

Онуфриевский при р. Напоте в 15 верстах от Мстиславля, основанный мстиславльским кн. Симеоном Лугвением Ольгердовичем в ХIV веке. Польский король Сигизмунд III отдал его в державство кн. Богдану Озерецкому Друцкому, который обещал вступить «в стан духовный», но не вступил. Позднее литовский канцлер Лев Сапега объединил его под одно управление с Черейским монастырем.

Вознесенский мужской в Кутейне, неизвестно когда основанный.

Из перечня этих монастырей, существовавших в разные столетия на Беларуси, видно, как интенсивно развивалась религиозная жизнь в этом крае. В монастырях, мужских и женских, было благочестие и подвижничество, благотворно влиявшее на народные массы. Народ это понимал, любил их и в большом количестве приходил сюда на богослужения и для получения наставлений в духовной жизни. Всеми историками признано, что православные монастыри на Руси были яркими светочами христианского учения, наставниками благочестия и источниками просвещения и грамотности. В этом отношении белорусские монастыри не отставали в своей религиозно-просветительной деятельности от других на Руси.

Под сенью креста в храмах и монастырях объединились все слои общества, от князя до простолюдина. Сильные и богатые молились вместе с бедными и слабыми. В то время рабства и крепостничества в Беларуси не было. Это социальное зло появилось позже, принесенное чужеземцами, завладевшими страною. В период лихолетья белорусские православные монастыри несли свою помощь народу, укрепляли его в недоле и давали духовные силы переносить все житейские невзгоды.