Виа Долороса («Крестный путь») – 14 остановок на территории Старого города, символизирующих, согласно евангельской традиции, путь, по которому вели на распятие Иисуса Христа. Вот уже более полутора тысячелетий существует этот печальный маршрут, пройти по которому мечтают миллионы христиан. За эти годы он неоднократно изменял свою конфигурацию, сообразуясь с трасформацией топографии города, появлялись новые и уходили в небытие отслужившие своё «станции-остановки» этого пути. Неизменной же оставалась духовная сторона традиции – верующие должны почувствовать и лично пережить всё то, что выпало на долю Христа.

Сегодня «крестный путь» начинался неподалёку от Львиных ворот Старого города во внутреннем дворе арабской школы Аль-Омария, где, по некоторым версиям, находилась претория – штаб римского гарнизона, а, следовательно, здесь Понтий Пилат мог судить проповедника из Назарета. И это место считается 1-й остановкой христианских паломников на «скорбном пути». 2-я остановка, как это ни парадоксально, расположена в… трёх местах. Это, во-первых, францисканская церковь Бичевания, находящаяся, как считается, там, где истязали Иисуса перед казнью. Она была построена крестоносцами в XII столетии, на многие века впоследствии была заброшена и вновь восстановлена в веке ХХ итальянским архитектором А. Берлуччи. «Вторая» же и «третья» части этой остановки находятся в церкви Осуждения, которая появилась в начале ХХ столетия? и соборе «Эссе гомо».

3-я остановка Крестного пути находится рядом со зданием Армянской католической Патриархии, на перекрёстке улиц Виа Долороса и а-Гай. На ней установлена памятная доска, на которой изображена фигура упавшего под тяжестью креста Иисуса. Находящаяся далее 4-а остановка, где, согласно традиции, стояла мать Иисуса Мария в тот момент, когда её сына вели на казнь, отмечена балельефом с соответствующим сюжетом.

Пройдя несколько далее, можно достичь места, где римские легионеры передали крест Иисуса Симону Киринеянину, паломнику, приехавшему в Иерусалим на праздник Песах. Оно находится рядом с францисканской часовней, справа от которой в стене есть вмятина, определяемая верующими как «след локтя» Иисуса, которым он упёрся в это место, когда освободился от несения креста. Это – 5-я остановка «скорбного пути». Поднимаясь вверх от этой станции можно оказаться у 6-й остановки, где св. Вероника вытерла лик Иисуса платком.
7-я и 9-я остановки символизируют места, Христос ещё дважды падает под тяжестью креста, а 8-я находится там, где он утешал плачущих женщин Иерусалима.
10-я стация Крестного пути находится на площади у входа в Храм Гроба Госпадня, а остальные четыре – под его сводами (о них см. в описании этой церкви).

Голгофа и Храм Гроба Господня

Это – главные святыни Иерусалима для миллионов христиан всего мира. Храм Гроба Господня в настоящем виде был сооружён в середине XII в. в эпоху крестовых походов. При входе в храм находится камень Помазания (13-я остановка «скорбного пути»), на который, согласно преданиям, было положено тело Христа для его умащения перед погребением. Справа от него – лобное место — Голгофа . Здесь находятся 11-я и 12-я станции Крестного пути. Тут Иисус Христос был распят и умер на Кресте. Спустившись с Голгофы и пройдя мимо камня Помазания, посетители оказываются в огромной ротонде, в центре которой находится гробница Христа – место его погребения и чудесного Воскресения. Это – последняя, 14-я, станция Крестного пути, и именно отсюда берёт начало во время праздника Пасхи священный Благодатный огонь.

Под сводами Храма Гроба Господня находятся также капелла Марии, где воскресший Христос предстал перед своей матерью, «Христова тюрьма», в которой Иисус находился перед казнью, часовня Обретения Животворящего Креста, расположенная на том месте, где мать императора Константина св. Елена обнаружила крест, на котором распяли Спасителя, могила первого человека — Адама и многие другие важнейшие христианские святыни. Сегодня территория этого храма разделена между представителями шести христианских общин: греко-ортодоксальной, католической, эфиопской, армянской, коптской и сирийской.

Посещение этой святыни, несомненно, оставляет самое неизгладимое впечатление у каждого посетителя, какого-бы вероисповедания он ни был. Воистинну здесь история переплетается с легендой, а глубокое человеческое сострадание чудесным образом сливается с истинными религиозными чувствами.

Гефсиманский сад и церковь Всех Наций

«Гат шменим» — «масличный пресс», так произносится название этого места на иврите. Именно сюда после Тайной вечери отправился Иисус Христос. Вскоре пришедшие сюда римские легионеры арестовывают его. Апостол Пётр выхватывает меч и отсекает ухо у одного из стражников, но Иисус совершает своё очередное чудо: «сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его» (Лк, гл. 22:51), а затем произнёс фразу, ставшую крылатой на века: «… возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечём погибнут» (Мф, гл. 26: 52).

Сегодня в Гефсиманском саду стоит огромный храм Агонии Господней, потому что в алтарной части его находится камень, где Иисус «… находясь в борении… молился ; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк, гл. 22:44). Церковь была построена по проекту итальянского архитектора А. Берлуччи в 1924 году на пожертвования католиков пятнадцати стран мира, гербы и флаги которых изображены внутри здания (отсюда ещё одно название храма — церковь Всех Наций). Над алтарём мозаичнные панно «Поцелуй Иуды», «Иисус в агонии» и «Взятие под стражу», а рядом с ним – обрамлённый решёткой в виде тернового венца камень, на котором молился Иисус.

На фасаде над колоннадой изображение Бога Саваофа с табличкой с греческими буквами альфа и омега, двенадцати учеников Иисуса и четырёх евангелистов. Парадная дверь украшена символическими изображениями оливковых деревьев, а на территории церковного двора можно увидеть древние маслины, возраст которых, говорят, достигает двух тысяч лет. И если это так, то, возможно, эти деревья могли слышать душевные борения Христа, в отчаянии произнесшего здесь легендарные слова: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо меня! Впрочем, не Моя воля, но твоя да будет» (Лк, гл. 22:42).

Церковь Успения Богородицы (Грот Марии)

>Этот храм сегодня принадлежит греческой ортодоксальной и армянской христианским общинам. Он был сооружён во времена крестовых походов, хотя учёные предполагают, что его нижняя часть относится к византийской эпохи. Пять десятков ступеней ведут в крипту, где была погребена Богородица. Церковь богато украшена многочисленными иконами и дорогими лампадами, в ней постоянно горят сотни свечей. Согласно христианской традиции, в церкви есть также захоронения родителей Марии – Анны и Иоахима, а также её мужа – Иосифа.
Не стоит правда, забывать, что в Иерусалиме есть также католический храм Успения Девы Марии – на Сионской горе недалеко от Горницы Тайной вечери. А в турецком городе Эфес есть усыпальница Марии, ибо существует мнение, что именно туда увёл мать Иисуса Христа его верный ученик апостол Иоанн…

Горница тайной вечери

Согласно христианской традиции, тайная вечеря – последняя встреча Иисуса Христа со своими учениками, на которой была утверждена Евхаристия, состоялась на Сионской горе, там, где находилось захоронение царя Давида. Это обстоятельство подтверждается словами апостола Петра: «Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня» (Деяния, гл. 2:29).

В воспоминаниях о путешествии по Земле Израиля в 20–х годах ХII в. еврейский путешественник из испанского города Тудела рабби Биньямин указывает на существование захоронения Давида на Сионском холме. Некоторое время спустя над могилой появляется помещение, которое и стало идентифицироваться христианами с «Горницей тайной вечери», благодаря сложившейся к тому времени традиции, навеянной приведенным выше выступления Петра. В ХIV веке это место приобретается францисканцами, а после захвата Иерусалима турками здесь организовывается мечеть.

В настоящее время здание находится под эгидой министерства религий Израиля и доступ в него открыт всем желающим. И, как многие достопримечательности столицы, «Комната тайной вечери» хранит следы стилей и обычаев прошедших через это помещение событий и эпох. Стрельчатые готические своды соседствуют здесь с выполненной арабской вязью цитатами из корана, узорчатый михраб – ниша, направленная в сторону Мекки, освещается солнечными лучами, проходящими сквозь витражные окна с изображениями царя Давида и Сулеймана Великолепного, а песнопения христианских паломников заглушаются громкими иудейскими молитвами – причитаниями, доносящимися из находящейся в цокольном этаже здания гробницы основателя Иерусалима.